Доверие. Анонимно. Бесплатно.
Скорая психологическая помощь
…домой с работы возвращаться не хотелось. Ничего хорошего в этом доме меня не ждало, только бесконечное унижение и боль – душевная и физическая… Но дома ждал ребенок – маленький и беззащитный, которого от беды могла защитить только я, мама, родной, близкий человек.
Я медленно поднималась по лестнице с тоскливым сердцем и ожиданием неизбежного. И краем глаза увидела небрежно смятый кем-то за ненадобностью и выкинутый на грязный, оплеванный подоконник флаер. Маленькую яркую бумажку.
Какая-то неведомая сила меня остановила. Возможно, я просто тянула время, чтобы не возвращаться в опостылевший, давно переставший быть родным дом. Протянув руку и прочитав на флаере несколько слов, быстро спрятала его в нагрудный карман – поближе к сердцу, как будто он мог меня от чего-то уберечь или защитить.
…Только далеко заполночь мне удалось добраться до телефона. Накинув на плечи старый пуховик, тихонько выскользнула за дверь. Почти на цыпочках поднялась этажом выше, вытащила бумажку и, постоянно прислушиваясь, что происходит на нижнем этаже – не скрипнула ли дверь, не раздаются ли знакомые тяжелые шаги – быстро набрала несколько цифр на телефоне.
- Алло, телефон доверия.
- Здравствуйте, - немного помолчав, тихо продолжила: не знаю, с чего начать и как рассказать о своей беде…
- Говорите, что с вами случилось?
- Меня и моего ребенка постоянно избивает мой муж…
Это была всего лишь легенда, с которой я позвонила по телефону доверия. Но насколько эта «легенда» не имеет права на существование? Сколько женщин, стремясь «сохранить лицо» и статус счастливой семьи, никому не говорят о муже-тиране, подвергая своих детей и себя опасности? И когда об этом становится известно – порой бывает слишком поздно…
А ведь человеку иногда бывает достаточно просто позвонить в службу телефона доверия и рассказать опытному психологу на другом конце провода о том, что происходит. Признать, что сам ты уже не в силах справиться с возникшей ситуацией, разобраться в самом себе и в своих проблемах. Взглянуть на нее глазами другого человека и понять, что ему делать.
Если вдруг что случится…
Сможете ли вы сразу назвать номера телефонов, по которым можете позвонить в экстренных ситуациях? «01», «02» и «03», «112». Именно эти цифры, буквально наобум, не раздумывая, назвали мне мои знакомые. Правда, кое-кто из детей-подростков припомнил: когда-то на классном часе рассказывали, что есть такой «телефон доверия», по которому можно позвонить и пожаловаться. На вопрос «на кого и на что пожаловаться?» вразумительного ответа не получила. «Вроде на родителей. На трудности в учебе. Или если с друзьями и дома отношения не ладятся…»
Товарищи взрослые на мою информацию о телефоне доверия старательно отводили глаза или просто отмахивались: «а, это как в американских фильмах. Не, не так уж все плохо, чтобы еще звонить куда-то и ворошить грязное белье».
Каждый разговор - импровизация
Ксения Петровна говорит о том, что задача психолога-консультанта – собрать как можно больше информации о звонящем. Не нужно забывать, что вся беседа – анонимная! И каждый разговор – импровизация. На сегодняшний день в смене круглосуточной службы телефона доверия работает по 4 психолога, имеющих опыт работы в кризисной ситуации и прошедшие соответственную подготовку. У всех псевдонимы, поэтому анонимность и конфиденциальность разговора гарантируется как клиенту, так и консультанту. Психологи работают с разными людьми, в том числе с психически не здоровыми, и обязаны позаботиться о своей безопасности.
- Телефон доверия 8 800 100 3550 считается молодежным…
-…но звонят нам люди от 7 и до 80 лет.
- Кто звонит чаще – женщины или мужчины? Безработные, одинокие, студенты, школьники?
- По социальному положению абоненты распределены следующим образом: 1 235 звонков от работающего населения, 803 звонка от школьников и студентов, 82 пенсионеров, 319 раз позвонили страдающие психическими заболеваниями. И всего 4 домохозяйки! И абоненты, чье социальное положение не установлено, - 793 раза. Бывает, что звонили, сбрасывали, молчали в трубку – возможно, так и не решились заговорить. Но ведь просто так человек не позвонит на телефон доверия...
По определению возрастной группы, около 26,2 % от общего количества поступивших звонков составляет категория населения в возрасте от 26 до 35 лет. Далее, 19,4 % составляют несовершеннолетние, 18,4 % - люди зрелого возраста от 36 до 50 лет, молодежь в возрасте от 19 до 25 лет – 13,4 %. Наименьшие показатели поступления обращений от абонентов 50 лет и старше. У 19,9 % обратившихся в службу возраст не установлен.
Однако, по словам и/о мобильной кризисной службы (МКС) Сарданы Мироновой, которая занимается работой с детьми – жертвами насилия, за три предыдущих года поступило порядка 1 400 звонков, из них было подтверждено 12 фактов насилия с детьми в семье.
А заведующая отделением психологической работы Ксения Саввинова отметила: за 2017 год на Молодежный телефон доверия поступило 3 966 звонков.
«Мы - не служба спасения, мы – телефон доверия!»
- У нас нет локации, у нас не отображается телефон или место нахождения абонента. Да мы ведь не служба спасения, а служба психологической помощи в экстренной ситуации. И эти две службы необходимо разграничивать.
- Звонит вам, к примеру, ребенок, и говорит о том, что ему плохо, его родители не понимают, в школе проблемы, что не хочется жить из-за этого...
- Мы можем спросить номер телефона, где ребенок находится, или есть ли рядом взрослый, или в курсе ли ситуации человек, которому ребенок доверяет. Как уже и говорила ранее – мы должны собрать как можно больше информации.
У нас есть межведомственное соглашение, согласно которому мы передаем информацию о насилии соответствующим органам. Но обратный телефон нам дает – или не дает – сам звонящий. Может позвонить взрослый и рассказать, что, к примеру, где-то в семье жестоко обращаются с детьми. И мы обязаны отреагировать, передать далее по инстанциям полученную информацию, и уже они будут заниматься проверкой и выявлением.
А вообще, у нас есть отдельный канал – телефон МКС, мобильной кризисной службы 8 800 100 2283. В МКС работают конкретно по сообщениям о насилии в семье, с жертвами насилия, по сообщениям от органов профилактики, правоохранительных органов, по сообщениям по телефону доверия или самообращению.
Не путать психологию и психиатрию!
Психолог согласен: иногда дети могут неправильно истолковать назначение телефона доверия и воспринимают его как способ влияния на родителей:
- Но на самом деле, наша служба уж точно не карательная. Никто никуда выезжать и наказывать родителей не будет! Психолог-консультант должен таким образом повести беседу с ребенком, чтобы он сумел поставить себя на место родителей и чтобы до него дошло, чем они руководствуются. И помочь увидеть адекватный выход из ситуации.
Часто вполне благополучные семьи, родители и дети не находят общего языка. И им действительно нужна консультация профессионального психолога. В этой ситуации консультант может подсказать, куда обратиться. И рассказать, как это будет происходить. Ведь многие просто боятся обращаться за подобной помощью и часто психологов путают с психиатрами. Но важно понимать, что психиатрия имеет дело с различными нарушениями, отклонениями психики и занимается их лечением, а психология помогает здоровому человеку определиться в различных проблемных житейских ситуациях, дает ответы на вопросы, как быть и что делать дальше.
Справка «ЭС»
За последние пять лет в России на детский телефон доверия позвонили почти 5 млн человек. Больше половины из них – дети и подростки. Кроме того, совета просили 511 934 родителей или опекунов, которые запутались в отношениях с собственным ребенком, и 1 408 215 неравнодушных граждан.
Анонимно и бесплатно:
Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей - 8 800 200 122.
Молодежный телефон доверия - 8 800 100 3550.
Телефон доверия мобильной кризисной службы - 8 800 100 2283.
Телефон доверия УВД - 8(4112)42-22-22.