Единственные и неповторимые: маршрутные автобусы
Маршрутные автобусы – важный элемент будней горожанина, хотя бы потому что альтернативы им нет. Но жители Якутска не всегда знают, как организовано автобусное движение в столице. Какой маршрут самый длинный и из-за чего новые теплые остановки не работают? Почему приходится долго ждать свой автобус? Об этом и многом другом читайте в материале «Наш университет_онлайн».
Кто есть кто
По данным мэрии, пассажирские перевозки на территории городского округа осуществляют 19 предприятий. Число автобусов составляет 750 единиц, ежедневно на линии выходят 450 транспортных средств. Зачастую каждый маршрут – отдельное предприятие со своим директором. Вместе они собираются только на совещаниях по вопросу безопасности дорожного движения в мэрии либо по другим вопросам, как например, общественные слушания при участии граждан и т. п.
МУП «Якутская пассажирская автотранспортная компания», на 2015 год владеющая автопарком из 73 автобусов, обслуживает восемь пригородных и три сезонных дачных маршрута.
В 2013 году Тихоокеанским государственным университетом была проведена научно-исследовательская работа по изучению пассажиропотока в городе Якутске. Выяснилось, что больше всего пассажиров в день перевозится маршрутом №4 – примерно 14 712 человек, а меньше всех перевозит маршрут №13 (860 пассажиров). Среди пригородных в лидерах оказался 109-й маршрут (2 742 пассажира), меньше всего пассажиров у 105-го маршрута - 368. Самый длительный маршрут совершают автобусы №5, затрачивая на него примерно 196 минут. Но надо сказать, что и протяженность оборотного рейса на пятой линии самая большая – почти
Конечно, не следует забывать и про интенсивность автомобильного движения на улицах, по которым ездят автобусы, и время суток.
Чем меньше на дороге машин, тем быстрее маршрутный транспорт. По данным исследования, маршруты, которые проходят по проспекту Ленина, имеют наиболее длительные оборотные рейсы.
Как это работает?
Конечно, изначально общественный транспорт в Якутске был иным и проблемы имел другие. Более слаженно автобусы начали ходить только с 2007 года. После общего собрания ЯПАК и «СоюзАвто» заработала Единая диспетчерская служба, первым проектом которой стала установка радиомаяков на автобусах. Каждый маршрут делился на несколько контрольных точек, по проезду которых маячок отправлял сведения о своем местонахождении. Так и начала строиться общая картина передвижений маршрутных автобусов. Сегодня позиция машин передается через каждые 30 секунд по системе GPS/ГЛОНАСС.
В диспетчерской службе утверждают, что автобус не выйдет на линию, пока его не оснастят необходимым оборудованием. Только непонятно: по данным мэрии, в городе 750 автобусов частных предприятий, а по словам директора ЕДС, навигационное оборудование установлено на 709.
«Необходимо также наличие терминалов для оплаты пластиковыми картами и автоинформаторов. Со следующего года мы планируем ввести турникеты в автобусах – это тоже будет одним из обязательных критериев выхода маршрутки на линию. Вся соответствующая документация проверяется директором маршрута, транспортной инспекцией, администрацией города и нами», – говорит директор Единой диспетчерской службы Андрей Шарыгин.
С созданием Единой диспетчерской служб автобусы начали работать по определенному расписанию. В первом квартале 2009 года ввели программный комплекс «Расписание маршрутизированного транспорта». Он позволяет строить расписание с учетом выходных и праздничных дней, времени суток и в зависимости от объема автопарка маршрута. Также по нему формируются отчеты, по которым оценивается работа отдельных маршрутов и водителей. «К примеру, лето – время отпусков, машин меньше, и график соответственно другой. Осенью и зимой водителей больше, расписание тоже меняется. В окне диспетчера отображается вся информация о передвижении автобусов. Например, если автобус на какую-то остановку прибыл в 10:05, а должен был в 10:00, значит, отклонение у него уже минус 5. Отчетность для директоров предприятий составляется ежедневно, мы анализируем ее и составляем «черные списки» автобусов, которые неоднократно были замечены в нарушениях. Меры наказания устанавливает администрация и директора маршрутов», – рассказывает директор службы.
В другом сегменте, по части автобусных остановок, в 2014 году администрацией города установлено пять теплых остановок, еще восемь запланировано до конца 2015 года. Подробнее об этом нам рассказал директор сети «Теплые автобусные остановки» Алексей Алексеев:
«В городе существует три вида проекта, какими должны быть остановки: на 10 человек, на 20 человек и на 40. На данный момент ими занимаются две организации: это наша компания и «Горпечать». Четыре остановки установлены на Белом озере в оба направления, в районе Мархи, возле Строительного рынка и на Гимеине. К запуску готовы еще три: около автовокзала, на рынке «Столичный» и в районе ЯКСМК. Но на остановках нет электричества, так как до сих пор нет разрешения от «Якутскэнерго» на подключение».
Директор сети, говоря о проблемах общественного транспорта, отметил: «По регламенту наши остановки работают с 7 утра до 11 вечера, но не все транспортные службы города соблюдают этот режим. Второй момент, который хотелось бы отметить, – несогласованность действий маршрутов и диспетчерской службы. Возьмем, к примеру, сервис bus14.ru. Насколько я знаю, он был разработан в 2012 году, но сейчас в нем есть нестыковки. То есть по данным ЕДС автобусы должны останавливаться на одной остановке, а фактически останавливаются на другой. Не ведется работа с выявлением неработающих остановок».
В 2013 году Сергей Максимов, ныне являющийся директором Якутской пассажирской автотранспортной компании и «СоюзАвто», в своем интервью сказал, что «без иностранной рабочей силы в городе организовать на 100% движение автобусов невозможно», потому как «при таких условиях трудно привлечь хорошие кадры».
По сведениям УГИБДД МВД РС(Я), на период за 2014 год и первую половину 2015 года зафиксировано 40 происшествий по вине водителей автобусов. В частности, за 2014 год зарегистрировано 26 ДТП, в результате которых пострадали 30 граждан, а на 8 сентября 2015 года – 14 ДТП с 13 пострадавшими и одним погибшим. За эти полтора года наибольшее количество происшествий числится за ЯПАК – шесть дорожно-транспортных происшествий.
«Нужны видеорегистраторы, чтобы фиксировались нарушения, и было видно, кто виноват, – комментирует ситуацию старший госинспектор УГИБДД Николай Устинов. – Также есть проблема с большим количеством водителей из ближнего зарубежья. Они недостаточно хорошо знают наши условия зимой, и манера езды у них другая: скорость выше, например. Нужен более жесткий отбор водителей. Также есть вопросы к их дисциплине. Часто в погоне за прибылью водители спешат, иногда и соревнуются и, как следствие, ездят невнимательно».
Однако, по словам старшего госинспектора, в целом идет снижение количества ДТП по вине маршрутных автобусов. По данным администрации города также идет спад количества жалоб на работу общественного транспорта, поступающих от граждан. Так, если в 2013 году было 190 обращений, то в 2014 - 110. За первое полугодие 2015 года поступило 45 жалоб.
Состояние общественного маршрутного транспорта в принципе удовлетворяет запросы города, считает директор Финансово-экономического института СВФУ Александр Кугаевский.
Одной из главных проблем является вместимость самих автобусов. В автопарке частных маршрутов преобладают автобусы «ПАЗ», но они не приспособлены для города. Они скорее загородные, пригородные и сельские, но никак не городские. У них высокие ступеньки, на которые пожилым трудно взобраться. Зимой в салоне многих автобусов очень холодно. Да, автобусы неудобные, но зато частота их движения хорошая.
Надо сказать, что много специалистов в этой сфере высказывают мнение, что наметились позитивные изменения в работе общественного транспорта. Пути развития во многом видят в появлении видеорегистраторов, но есть идеи и масштабнее. Например, появление троллейбусов на дорогах Якутска. Во всяком случае, проблемы, касающиеся техники, используемого топлива и путей дальнейшего развития, остаются темами для отдельных материалов. О них – позднее.
Айсен ПРОТОДЬЯКОНОВ