Единственный авианосец России
Корабль проекта 1143.5 был разработан в Ленинграде в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством Ю. Д. Сергеева. Построен в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. Входит в состав Северного флота. Стоит отметить что «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» является также единственным авианесущим кораблем в мире, который может находиться в Черном море, так как по конвенции Монтрё проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен, а ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» обладает ракетным вооружением и на этом основании заявляется как «авианесущий крейсер». Экипаж — 1960 человек. Авиаперсонал — 626 человек. Командный состав — 55 человек
Созданный для ядерной войны
Сценарии, разрабатываемые аналитиками ВМФ СССР, указывали, что наиболее вероятно в дуэли с авианосцами США быстрое выведение из строя палубной авиации как своей, так и противника из-за близких к авианосцам ядерных взрывов. Испытание в ходе операции «Перекрёстки» доказало, что ядерный взрыв рядом с авианосцем не способен его уничтожить, однако парокапельная волна от ядерного взрыва обмывает палубу авианосца, создавая на ней экстремальное радиоактивное заражение, не позволяющее летному составу на нее подняться. Поэтому проект 1 143 был рассчитан на устойчивость к 30-килотонному ядерному взрыву на расстоянии 2000 м от корабля и использование ПКРК «Гранит» как основного средства атаки с учетом того, что авиакрыло с большой вероятностью утратит способность к ведению боевых вылетов.
Поэтому по концепции своего применения ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» является средством ведения глобальной ядерной войны. Его задача на первой фазе ядерного конфликта прикрыть позиционный район развертывания российских атомных подводных лодок, развернутых для удара по территории США от возможных атак со стороны ПЛА типа «Лос-Анджелес» ВМС США и противолодочной авиации НАТО. А на второй фазе — ведение ракетной дуэли с кораблями НАТО в условиях многократных ядерных взрывов рядом с судами. В неядерном конфликте «Адмирал Кузнецов» может использоваться как эффективное средство поддержки десантных операций.
Ультиматум Украины
20 января 1991 года корабль был официально сдан и зачислен в состав Северного флота.
В ноябре 1991 года командир корабля Виктор Ярыгин получил телеграмму председателя Верховной рады Украины Л. М. Кравчука, что крейсер является собственностью Украины и до принятия правительственного решения должен оставаться на севастопольском рейде. Однако, с точки зрения Виктора Ярыгина, такого государства, как Украина, еще не существовало, так как еще не был проведен референдум о независимости Украины, поэтому командир корабля решил, что должен следовать указаниям командования Северного флота СССР и 30 ноября 1991 года взял курс на Босфор. При этом часть команды и летного состава осталась на берегу. Официальной заявки Турции на разрешение для прохождения авианосца через Босфор не было подано, однако власти Турции не стали останавливать корабль. С 1 по 24 декабря 1991 года авианесущий крейсер совершил переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяеве Мурманской области.
Летный состав из 100-го полка корабельной авиации под командованием Тимура Апакидзе, оставшийся на берегу, отказался принимать присягу Украине и составил ядро 279-го полка корабельной авиации России. Летный состав, принявший присягу Украине, был уволен в связи с расформированием 100-го полка из-за отсутствия у Украины авианесущих кораблей. Свой недостроенный авианосец «Варяг» Украина продала со всей документацией Китаю за 20 млн долларов и несколько десятков ящиков водки, которые пришлось распить китайцам во время сделки. Ныне «Варяг» носит имя «Ляонин» и является первым действующим боевым авианосцем Поднебесной.
Крылья возмездия
Текущая концепция формирования авиационной группы корабля предполагает сокращение количества базируемых Су-33 с заменой на легкие и более компактные по размерам истребители-бомбардировщики МиГ-29К, что позволяет увеличить число базируемых самолетов до 36 единиц. Количество базируемых вертолетов сокращено в пользу самолетов до 17 единиц.
По мнению Global Security и The National Interest, МиГ-29К отвечает современным требованиям к палубной авиации, так как оборудован последней авионикой, включая инфракрасный пеленгатор целей, наведение ближних ракет «воздух-воздух» по повороту головы летчика, имеет средства малозаметности, а главное, новую АФАР РЛС «Жук-МЭ» с большой дальностью обнаружения (200 км — истребитель, 300 км — эсминец и возможностью управлять наведением корректируемых вариантов бомб КАБ-500, так и дальними ракетами против самолётов РВВ-АЕ (110 км) и кораблей Х-35 (260 км). Кроме этого, на вооружении имеется 18 единиц тяжелых палубных истребителей-бомбардировщиков Су-33, модернизированных также до последнего уровня авионики и боевой загрузкой бомб и ракет до 6,5 тонны. Состав авиагруппы меняется в зависимости от задач. Например, формирование ударной группы из новых вертолетов Ка-52К позволяет выполнять поддержку десантных операций, дублируя часть функциональности таких УДК, как «Мистраль».
Основной калибр
«Адмирал Кузнецов» имеет постоянно модернизируемое собственное ближнее противоракетное оружие для отражения ракетно-бомбовых атак.
Благодаря комплексам вооружений корабль может отражать массированные ракетно-бомбовые и торпедные атаки даже без помощи собственного ордера, который может сосредоточиться на уничтожении носителей ракет и торпед.
Самым грозным его оружием являются противокорабельные ракеты «Гранит». Таковых на авианосце 12 пусковых установок, способных поражать цели на 700 км с забрасываемым весом 750 кг. Первоначальные версии ракеты были созданы для уничтожения авианосных групп США, последние модернизации комплекса позволяют ему поражать и береговые цели. В апреле 2016 National Interest и другие источники сообщили о планах ВМФ РФ заменить «Гранит» на универсальные пусковые установки на базе ЗС-14 для более компактных крылатых ракет семейств «Калибр» и «Оникс», а также новой ракеты «Циркон», которая имеет гиперзвуковую скорость для прорыва современных систем ПРО.
В боевом строю
12 ноября 2016 года авианосная группа «Адмирала Кузнецова» приступила к маневрам в восточной части Средиземного моря у берегов Сирии. 15 ноября 2016 года с борта авианесущего крейсера самолеты Су-33 впервые в истории ВМФ России совершили боевые вылеты, нанося удары по позициям террористов ИГИЛ и Джебхат ан-Нусра в сирийских провинциях Идлиб и Хомс. За время операции было потеряно при посадке на палубу два самолета. Корабль вернулся к месту постоянного базирования в феврале 2017 года. В данное время авианосец собираются поставить на большую модернизацию и продлить срок его службы еще на 20 лет.