Газопровод «перекрыл кислород»
История земли
2003 год: земли сельхозназначения были распределены между пайщиками по три гектара каждому.
2005 год: построен, поставлен на учет в государственном кадастре и введен в эксплуатацию магистральный газопровод высокого давления, обеспечивающий «голубым» топливом не только Хатассы и Табагу, но и заречную группу улусов.
2007 год: владельцам земельных участков было выдано свидетельство о государственной регистрации права на участки.
2013-й год: правая сторона Покровского тракта отошла городу, сменив свою категорию с СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО на ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. При этом ВИД РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ земли остался прежним — земля сельхозназначения! Тогда пайщики свои три гектара земли размежевали на более чем 20 участков (от 9 до 12 соток), оформив на каждый свое земельное дело, и земля пошла под молоток.
История молодой семьи
Как уже отмечено выше, пайщики распродали свои земли.
2012 год: один из пайщиков продал 10 соток земли некоей
Х. Вид разрешенного использования оставался прежним — земля сельхозназначения.
Июнь 2014 года: Х. продает свои сотки молодой семье А-вых. При регистрации права собственности А-вы получают свидетельство о госрегистрации с видом разрешенного использования «для садоводства и огородничества».
Август 2014 года: А-вы получают в мэрии разрешение на строительство ИЖС.
Октябрь 2014 года: А-вы построили ИЖС и оформили его в Росреестре, в свидетельстве которого в графе «вид разрешенного использования» написано: «ИЖС».
Октябрь 2014 года: А-вы получили на свой дом официальный адрес, по которому супруги и двое их детей прописались и живут по сей день. Это их единственное жилье, на строительство которого был потрачен материнский капитал на рождение второго ребенка.
Ноябрь 2016 года: А-вы получают повестку в суд, иск на них подало АО «Сахатранснефтегаз» с требованием освободить земельный участок, который является охранной зоной магистрального газопровода. Что значит освободить, прекрасно известно: необходимо не только снести свои строения, но и вообще уйти восвояси из этой местности. Даже огород высаживать нельзя!
Пусть решает суд
Начальник ЛПУМГ АО «Сахатранснефтегаз» Владимир Заровняев:
- Мы строго исходим из понятия сохранности интересов граждан. Магистральный газопровод — объект особо опасный и должен работать бесперебойно и безаварийно, то есть безопасно. Для этого должны учитываться все требования СанПиНа. По нашим сведениям, в охранной зоне этого газопровода уже выдано около 50 разрешений на строительство ИЖС, из них фактически застроились и живут четверо собственников. Сейчас процесс строительства приостановлен благодаря Окружной администрации. Ведь когда начнется массовое строительство, то может произойти непоправимое — повреждение газопровода. Нужно учитывать и факт старения газопровода, как усталость и коррозии. В таких случаях в любое время может произойти неконтролируемый выброс газа, другая авария, когда пострадают люди. А это, в первую очередь, те, кто находится в непосредственной близости от газопровода, кто построился в охранной зоне. Поэтому мы летом этого года, кроме указателя, поставили еще и колышки, чтобы показать контуры коридора, где нельзя ничего строить. Мы неоднократно пытались найти с Окружной администрацией конструктивный подход, но ситуация зашла в тупик. А так как это вопрос многослойный, мы и обратились в суд. Пусть он решает.
Запретить нельзя учесть
Если вспомнить историю трубы, то на кадастровый учет она была поставлена в октябре 2005 года. По словам Владимира Николаевича, при приемке газопровода в эксплуатацию акт приемки подписывают и представители местного самоуправления. И не знать о том, что там проходит газопровод, они не могли. То, что текучесть кадров и смена руководства в подразделениях мэрии, со слов Владимира Николаевича, не является доказательством, что эти участки выделены закономерно.
Следуя логике, можно было бы задать вопрос и Кадастровой палате, которая, также зная о существовании газопровода, в охранной зоне присваивал номера строениям частников. Ответ Госкадастра: «В Госкадастр внесены сведения о минимально допустимых расстояниях магистрального газопровода в декабре 2013 года. Кадастровая палата не имеет оснований для отказа, если орган местного самоуправления дает разрешение на внесение изменений в вид разрешенного использования земельных участков. Наложение зоны с особыми условиями использования территории с земельными участками не является основанием для приостановления либо отказа в проведении кадастрового учета».
Немного о совести
Когда началось строительство первых ИЖС в охранной зоне, газовики встрепенулись и осенью 2015 года выехали на место, чтобы вручить нарушителям требования явиться в офис Сахатранснефтегаза. Автор этих строк была свидетелем вручения. На тот момент три ИЖС уже были жилыми, один дом был на стадии строительства (см. фото). Но, несмотря на требование и предупреждение, что строительство ведется незаконно, хозяева строящегося дома так и не явились, достроили таки свой дом и въехали в него.
По словам Полины А., которая сейчас судится с газовиками, их соседи, учуяв неладное, быстро продали свой дом, естественно, ни о чем не предупредив покупателей. И сейчас новые хозяева судятся со старыми — мол, обманули!
Осторожно: вас могут обмануть!
В свете этого хотелось бы вспомнить сообщения, гуляющие в мессенджере WhatsApp. В них некие люди предлагают земельные участки аккурат на 12 км Покровского тракта. Ради интереса мы позвонили по указанным номерам. В одном случае это оказались, со слов абонента, «представители МИЗО», в другом — некое ООО. Оба абонента утверждали, что участки находятся далеко от газопровода и все имеют разрешение на строительство индивидуального жилья.
Однако береженого бог бережет. Поэтому газовики предупреждают: если кому-либо будут предлагать земельные участки или уже построенные дома в том районе, обратиться к ним по адресу: ул. Петра Алексеева, 74 или позвонить по тел. 46 03 11, чтобы узнать о наличии каких-либо ограничений.
Также любой желающий может войти на сайт Кадастровой палаты и по публичной карте узнать вид разрешенного использования интересуемой земли, ее кадастровый номер, площадь, категорию и кадастровую стоимость. Другой способ — сделать запрос в Кадастровую палату по адресу: г. Якутск, ул. Ярославского, 37.
Что делать?
Хотя об этом говорить еще рано, мы все же рискнули рассмотреть варианты решения создавшейся ситуации. Так, вступивший в силу с 1 марта 2015 года новый Земельный кодекс внес подробную «инструкцию» по вопросу изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Таким образом, от этой процедуры никто не застрахован. В том числе и А-вы. Инициативу изъятия может проявить и орган местного самоуправления. Также ходатайствовать об изъятии перед этими органами могут организации (перечень устанавливается правительством РФ) на основании заключенных договоров с органами госвласти или местного самоуправления либо имеющие разрешения (лицензии). Например, газовики.
За изъятую землю, естественно, положена компенсация. При этом учитываются рыночная стоимость участка, убытки, причиненные изъятием, рыночная стоимость недвижимого имущества (дома и других строений) на изымаемом участке.
Изъять землю можно еще и путем выкупа, можно после предоставления бывшим хозяевам земли (по их желанию) равноценных земельных участков, после возмещения стоимости зданий, находящихся на изымаемых землях и после возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды. Об этом собственники должны быть оповещены за один год до изъятия. Если же собственнику не предоставлен равноценный земельный участок, то ему должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка.
Другой вопрос: захочет ли Окружная администрация выкупать землю у 300 владельцев земельных участков, которые расположены в охранной зоне несчастного газопровода и нести расходы по возмещению убытков тех, кто уже построился? Думается, что все эти вопросы обсуждались вместе с газовиками. А пока идет суд, о решении которого мы обязательно сообщим в ближайших номерах газеты.