Гимназии - только центровым?
Как комментируют в Управлении образования города Якутска, в городе работают 3 гимназии и 4 лицея, 9 школ с углубленным изучением отдельных предметов. Всего — 47 средних общеобразовательных учреждений.
Ирина Любимова, заместитель начальника Управления образования города: «Все лицеи и гимназии дают очень хорошие показатели по всем параметрам качества образования и воспитательного процесса, имеют особые направления, и попасть к ним сложно. Поступление по территории. Якутский городской лицей и Физико-технический лицей принимают с пятого класса - у них свой метод тестирования и набора детей. Это школы для одаренных детей».
Пока у порогов гимназий творилась родительская истерия, у общеобразовательных школ все было по графику.
Ефросинья Копырина, заведующая информационно-аналитическим отделом СОШ №20:
- В нашей школе очередей в первые классы нет, к 5 февраля пришло 75 человек, всего будет 130 мест. Каждый день приходит один-два родителя. Записываются жители нашего микрорайона, есть также те, чьи дети должны были пойти в СОШ №25, но у них нет класса с обучением на якутском языке, а у нас есть. Есть родители, которые хотят перевести своих детей из 18 школы, их единицы. В нашей школе атмосфера хорошая, уровень образования у начальных классов стопроцентный, в целом, 52-53% учащихся учатся на отметки «4» и «5» по итогам прошлого года. Есть те, кто не хочет идти по прописке к нам, а отдает детей в центр города, не знаю, как у них получается туда записаться. Родители могут смотреть на то, что у нас нет спортзала, поэтому отказываться, но здание у нас хорошее, учителя начальных классов преподают по государственным стандартам, как и в гимназиях и лицеях. Пока у нашей школы нет планов стать гимназией или лицеем.
В ГИМНАЗИЮ – ПО СПОСОБНОСТЯМ
- С первого по четвертый класс все дети во всех школах учатся по федеральным государственным стандартам. Все школы хороши, учителя дают стандарты образования, и родителям не стоит паниковать, что их микрорайон не расположен рядом с гимназией или лицеем. По закону «Об образовании» дается право проводить тестирование в школах с углубленным изучением предметов при приеме в пятый класс. Поэтому рваться в гимназии стоит только после пятого класса и попадут туда дети только в зависимости от своих способностей.
Готовы ли СОШ стать гимназиями?
Наталья Степанова, начальник отдела мониторинга и качества образования управления, рассказала, что пока планов у ныне общеобразовательных школ перейти на уровень гимназий и лицеев нет: «Проекты не предоставлены. Есть просто интересные проекты, назревает, например, детский сад-школа - новый вид учреждения. Вообще, есть школы с углубленным изучением отдельных предметов, они могли бы перейти на новый уровень, даже, я сказала бы, готовы». Ирина Любимова поделилась, что для того, чтобы общеобразовательной школе принять статус гимназии, нужна большая работа: добавлять часы обучения, иметь хорошую базу, программы, должны быть соответствующие кадры.
«Но есть школы, достойные того, чтобы перейти на этот уровень. Хорошо работают СОШ №23, 5, 33, они бы могли», - говорит она.
Есть школы достойные того, чтобы перейти на уровень лицеев и гимназий. Хорошо работают СОШ №23, 5, 33.
Что дает этот высокий статус?
Как видите, в городе немало школ, которые работают на высоком уровне, просто не имеют статуса гимназии и лицея. Ирина Любимова комментирует: «У гимназий и лицеев качество обучения намного выше, воспитанность, обученность детей, финансирование другое, учебный план большой». Именно в них стремятся родители. На форумах можно найти множество топиков на тему, какая школа лучше, где постоянно фигурируют названия именно лицеев и гимназий. Люди делятся слухами, своим опытом, часто применяя выражения «Уровень гимназии», «Это ведь лицей». А в чем разница?
Лицей – это такое учебное заведения, куда приходят осознанно, ведь главной задачей лицея является подготовка учащихся для поступления в конкретные вузы. Чаще те, с которыми у лицея заключен договор. Гимназия – это обычная школа с более глубоким походом к изучению основных предметов. Главной задачей гимназии является всесторонние развитие личности, помощь в поиске индивидуального пути, определение с выбором будущей специальности.
А всем ли детям необходимо поступать в высшие учебные заведения?
Уровень образования и контингент
Не секрет, что округа города и микрорайоны, поделенные на школы, отличаются друг от друга по разным факторам. В каких-то микрорайонах проживают в большинстве своем интеллектуалы, в каких-то — рабочие, где-то — безработные и малоимущие. Большинство гимназий и лицеев расположено в центральной части города, где уровень жизни выше, чем на окраинах. Не обделены ли таким образом жители окраин по части качества образования? Почему дети из поселка Геологов или 17 квартала, например, не могут пойти в гимназию, а житель Центрального округа попадет туда с большей вероятностью? Мы нашли пример, как в не самом благополучном округе — Сайсарском - открылся лицей, и узнали, что оказывает большее влияние — уровень образования или контингент.
«В Сайсарском округе живет больше представителей рабочих профессий. Когда мы работали по физико-техническому направлению и ставили целью поступление детей в технические вузы, мы задумались: «А всем ли детям необходимо поступать в высшие учебные заведения?». Дети очень хорошие, но в физике и математике у определенного контингента детей есть затруднения. И мы заметили, что дети заинтересованы в другом направлении — хорошо рисуют, делают поделки своими руками, занимаются прикладным искусством, мастерят. И мы подумали, что не всем детям нужно поступать после школы в вузы, и решили открыть профессиональную подготовку в школе», - рассказывает Надежда Тимофеева, директор Саха политехнического лицея, в прошлом СОШ №14 Сайсарского округа. Теперь в этой школе кроме аттестата о школьном образовании выпускники получают корочки об освоении одной из рабочих профессий и навыки кройки и шитья, вождения, ювелирного дела, кулинарии и т.д.
СОШ №14 8 лет готовилась стать лицеем
Как СОШ №14 школа стала лицеем
Надежда Тимофеева, директор:
- Мы работаем лицеем два года, до этого была предварительная подготовка в течение 8 лет. Любая общеобразовательная школа сразу перейти на инновационный режим не может, необходима подготовка и реализация определенных инновационных программ, которые идут на развитие детей и, конечно, отдельные экспериментальные программы. Большая работа учителей, все должно соответствовать новым условиям: и кабинеты, и кадры, и определенная программа по каждому предмету должна быть сделана. Мы сначала были общеобразовательной школой, потом стали школой с углубленным изучением отдельных предметов физико-технического направления, естественного и гуманитарного направления. И работая в этой стезе, мы работали с ведущими вузами – с Бауманским университетом, Томским политехническим университетом, СВФУ. Эта работа велась с 2003 года. Это дало плоды, дети стали поступать по этим направлениям. Изучив возможности, планы учеников, мы решили открыть профессиональную подготовку. Сначала заключили договоры с колледжами, со средними учебными заведениями, которые обучают рабочим профессиям, а затем стали готовить своих мастеров производственного обучения по шести направлениям. Это была большая работа: собирали большой пакет документов, почти полгода с ними бегали. Ведь все должно отвечать требованиям, и кабинеты должны быть специальные, и кадры, и оборудование, нужно получать лицензию по каждому направлению и специальности: столяр второго разряда, ювелир второго разряда, швея второго разряда, водитель категории А и В, парикмахер, резьба по дереву и кости и гончарное дело. Дети сами выбирают себе специальность. Сначала было сложновато набирать контингент, набиралось в группы по 8-10 человек, а сейчас все дополнительно учатся навыкам профессий с малых лет — начиная от уроков труда с 1 класса. В 9-ом дети уже определяются с профилем. Ученики могут уже зарабатывать на карманные расходы, девочки шьют платья, мальчики мастерят стулья. Участвовали в конкурсе рестораторов и заняли второе место. Успехов много.
Конкурс или прописка?
Надежда Тимофеева:
- Я работала до этого в лицеях, где были дети, набранные по конкурсу, и мне было интересно, почему детей мы набирать должны, ведь каждый ребенок от природы одаренный. Нужно дать качественное образование любому ребенку из любого округа. Я вижу развитие и прогресс после того, как школа стала лицеем. Дети начали идти вперед, уровень уже другой. Уровень обучения у педагогов тоже вырос. Конечно, было бы легче работать с отобранными по конкурсу детьми, но интереснее учить всех. И результаты есть.
Надежда Лукина, родитель:
- По району мой ребенок относится к 18 школе. В свете последних событий, видя, что атмосфера в школе неблагоприятная, документы туда я не подала, а хотела бы, чтобы были конкурсы в другие школы. Я знаю, что в любой школе есть хорошие учителя, дело даже не в образовании, а в том, какие дети там учатся и как их там воспитывают. Я каждый день прохожу мимо школы и вижу курящих, матерящихся подростков. Я не хочу, чтобы мой ребенок стал таким же. Хочу, чтобы он попал в любую хорошую, где детей воспитывают.
Платные гимназии — уровень повыше или только название?
А есть в нашей системе образования частные школы, которые чаще всего именуют себя гимназиями и лицеями. Дети учатся в комфортных условиях, в небольших группах, идет тесный контакт между учителями и детьми, воспитанием занимаются вплотную. Вот только платить за это нужно, как минимум, 5 тысяч рублей в месяц.
Классическая гимназия имени Иннокентия Московского Якутской и Ленской епархии в Якутске принимает детей с 1 по 6 класс. Дети учатся по программе федеральных государственных стандартов, кроме общеобразовательных уроков дети посещают храмы, ежедневно проводятся утренние молитвы, литургии, молебны. Принимают не по месту прописки, а всех желающих, но стоимость за месяц учебы в прошлом году составляла 5 тысяч рублей.
Якутский гуманитарный лицей, который располагается в здании Якутского экономико-правового института, еще не начал прием в школы, поступают туда после 5 класса. Программа обучения соответствует государственным стандартам, также лицей ведет дополнительную подготовку по гуманитарной направленности. В конце апреля лицей обещает провести день открытых дверей, где объяснит правила поступления. Ценник - 30 тысяч за полугодие. Прием в 8 класс, например, по тестированию.
Престижность тех или иных учебных заведений в народе можно узнать простым способом, посмотрев, какая очередь детей выстроилась в их двери. По примеру 14 школы мы видим, что взяв статус лицея, она значительно выросла в глазах у обезумевших родителей. Мы задали вопрос руководству Управления образования, реально ли, что в будущем не останется общеобразовательных школ, а все станут гимназиями и лицеями, люди не будут стремиться перехитрить систему, а спокойно пойдут учиться по району, и получили ответ отрицательный. Может, всем школам без исключения стоит тогда просто вплотную заняться воспитанием и образованием, чтобы престижность зависела не от громкого названия, а от того, что школа дает детям.