Гриф секретности до сих пор не снят...
В архивах ФСБ хранится еще порядка 300 дел на военнопленных, солдат, призванных на фронт из Якутии.
Гриф секретности с некоторых дел еще не снят. Потому неудивительно, что вплоть до последних лет тема военнопленных являлась закрытой, была белым пятном.
«Он вчера не вернулся с боя»
О судьбе воинов, попавших в плен, до недавнего момента знали лишь их родственники и чекисты. Родные пленных солдат не распространялись о судьбе своих родных, дабы не навлечь на себя излишнее внимание органов и общества. А сами солдаты, выжившие в немецком плену и встретившие Победу, оказались уже в советских лагерях НКВД-МГБ. Лишь не многим из бывших военнопленных удавалось вернуться к нормальной жизни. Более или менее они вздохнули только с наступлением хрущевской «оттепели», затем с наступлением перестройки и гласности. В те же годы большинство тогда еще советского народа узнало о чудовищных потерях Красной армии в 1941-1942 годах. Для многих это стало откровением, потому как в первые годы Великой Отечественной войны данные о потерях Красной армии в сводках Совинформбюро были занижены.
Первые «котлы» в результате окружения советских войск образовались в районе Белостока и Минска.
После окончания боев и взятия Минска 11 июля 1941 года вермахт доложил: в двух «котлах» в плен взято 324 тысячи солдат и офицеров, в том числе несколько старших генералов. Всего в Белостокском и Минском «котлах» были уничтожены 11 стрелковых, 2 кавалерийских, 6 танковых и 4 моторизованных дивизии.
Официальные российские данные по потерям Западного фронта учитывают все потери Вооружённых сил СССР с 22 июня по 9 июля 1941 года. Так, потери в тот период составляют 341 тысячу 21 человек безвозвратных потерь и 76 тысяч 717 санитарных, итого 417 тысяч 729 человек.
Под грифом «Секретно»
«Эта трагическая сторона войны затронула якутян, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Большинство из известных нам фактов пленения военнослужащих, призванных из Якутии, относится к 1942-1943 годам», - рассказывает научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН Марианна Грязнухина.
Печальной темой про солдат из Якутии, попавших в плен к фашистам, она занялась в начале 90-х годов. В те годы начинали готовить, собирать материалы для первых томов книги «Память» Республики Саха (Якутия), куда заносили фамилии солдат, призванных Якутским военным комиссариатом в годы войны, погибших и умерших в годы Великой Отечественной войны.
К тому времени, на начало 90-х годов, было известно большинство фамилий тех, кто ушел на фронт, сведения о награжденных, более или менее были известны имена тех, кто погиб, а родные получили похоронки. Даже без вести пропавшие, спустя полвека, обретали имена, находились их родственники. С этими данными работать было легче. Но для получения данных о бывших военнопленных, солдатах, призванных из Якутии, было сложнее.
«Я думала, что просто приду в архивы, подниму документы и начну работать, но на деле все оказалось сложнее. Мы делали запросы в Управление Федеральной службы безопасности по РС(Я), но нам отправляли только короткие справки», - так описала начало своей работы над книгой «Памяти» научный сотрудник ИГИ СО РАН. Чуть позднее она продолжила свое исследование, уже конкретно над судьбами военнопленных из Якутии.
В 2005 году, к 60-летию Победы, вышла статья, исследование Марианны Грязнухиной «Трагедия плена: о судьбах якутских военнопленных». Статья вышла в историко-документальном, научно-популярном журнале «Якутский архив», выпуск № 1, 2005 г. В нашей статье приведены данные и отрывки из нее.
Где и когда попадали в плен якутяне
Напомним, что большинство известных фактов пленения военнослужащих, призванных из Якутии, относятся к 1942-1943 годам. Так, в мае 1942 года под городом Изюм в плен попал уроженец Ленского района Данилов Иннокентий Дмитриевич.
В августе 1942 года в Орловской области был пленен Васильев Роман Дмитриевич из Нюрбинского района. Уроженец Вилюйского района Семенов Михаил Николаевич с 1942 по 1945 год находился в плену на территории Германии. Рядовой Иванов Семен Яковлевич из Верхневилюйского района, с июня 1942-го по май 1945-го, содержался в лагерях для военнопленных в Курске, Орле, Шауляе, Риге.
Отметим, что 1942 год – это трагический год для Красной армии, год отступлений до Дона, а затем и до Волги.
После успехов под Москвой, когда советские войска разбили гитлеровские войска и развеяли миф о непобедимости вермахта, весной и летом 1942-го состоялись неудачные наступления под Вязьмой и Ржевом, на юге провалилась попытка наступления на Харьков и Воронеж, фашистским захватчикам был отдан Крым, у врага оказались богатые ресурсами районы Дона и Донбасса. В общем, результатом неудачных весенних и летних наступлений советских войск стали сотни тысяч пленных.
Приказ № 227
Историки до сих пор спорят о значении этого приказа «Ни шагу назад!». С одной стороны, он умалчивал об ответственности за поражения Верховного главнокомандования и сводил их к трусости, отсутствию дисциплины на местах, среди солдат и офицеров, на самом деле, мужественно сражавшихся с врагом. С другой стороны, он сыграл большую роль в мобилизации войск. Со своей стороны отметим, что за все ошибки и промахи генералов и штабистов, неразберихи расплачивались простые солдаты. Впрочем, как всегда.
По подсчетам педантичных немцев, потери СССР военнопленными в годы войны оцениваются в 6 миллионов человек. Но при этом следует учесть, что в состав военнопленных включали не только солдат и офицеров РККА, но и сотрудников партийных органов, партизан, подпольщиков, а также все мужское население от 16 до 55 лет, отступавшее вместе с советскими войсками.
По данным Генштаба вооруженных сил РФ, потери пленными в ВОВ составили 4 миллиона 559 тысяч человек.
Наиболее известные из военнопленных – сын Сталина Яков Джугашвили, генерал Василий Власов. Их использовали для агитации перехода на сторону врага.
Жизнь после плена
Еще в декабре 1941 года решением Государственного Комитета обороны СССР были созданы спецлагеря НКВД. Проверкой военнопленных, тех, кто попал в окружение, но был освобожден или выбрался к своим, занимались органы контрразведки – особые отделы НКВД. В 1943 году особые отделы вернули в систему Вооруженных сил под названием СМЕРШ – «Смерть шпионам».
К освобожденным из плена, проверяемым военнопленным применялась печально известная 58-я статья, 1б УК РСФСР «Измена Родине, совершенная военнослужащим». После спецпроверки часть окруженцев и военнопленных направлялись в Красную армию «искупать вину кровью».
В июле 1945 года некоторая часть репрессированных военнопленных была амнистирована Указом Президиума Верховного Совета СССР.
К марту 1946 года массовая репатриация была завершена, в Советский Союз вернулось 1 миллион 836 тысяч человек. На родине они попадали в проверочно-фильтрационные лагеря. После проверки миллион вернулся в части Красной армии, 600 тысяч бывших военнопленных свели в рабочие батальоны и отправили восстанавливать народное хозяйство. А 339 тысяч человек как скомпрометировавшие себя в немецком плену в лагеря НКВД.
После спецпроверки в фильтрационных лагерях домой в Якутию вернулись тысячи человек.
Уроженец Усть-Алданского района, красноармеец Васильев Константин Михайлович попал в плен под Житомиром в 1943 году. В августе 1945 года его доставили из Австрии. В марте 1946 года после фильтрационного лагеря направлен на спецпоселение на шахту «Сталинуголь». Но и после спецпроверок органы госбезопасности продолжали необоснованное преследование бывших военнопленных.
Данилов Н. Н. (так указано в архивных документах) с 1942 по 1945 годы был в плену у немцев. После проверки из фильтрационного лагеря был направлен в трофейную бригаду 4-го Украинского фронта. В 1948 году народным судом Вилюйского района был осужден по ст. 4 Указа Верховного суда СССР от 04.06.47 г. к 12 годам лишения свободы.
29 июня 1956 году было принято постановление «Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных и членов их семей».
Но на деле не все положения этого постановления были выполнены.
24 января 1995 года вышел Указ Президента РФ: «О восстановлении законных прав российских граждан – бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период».
* * *
На той войне солдаты погибали не только на полях сражений, но и в плену. Недавно стали известны фамилии якутян, умерших в фашистских концлагерях, на далекой чужбине. Спустя 70 лет, их родственники узнали о судьбе своих родных, ушедших на фронт.
Научный сотрудник ИГИ СО РАН Марианна Грязнухина говорит, что фамилии военнопленных, солдат из Якутии, которые умерли в концлагерях, были известны ранее: «Доступ к документам, хранящимся в архивах спецслужб, до сих пор ограничен. Но если вы - родственник, то можете ознакомиться с делом».
В свое время полководец Александр Суворов сказал: «Война не окончена, пока не похоронен последний погибший солдат».