«Исправительная» психология
- Оксана Петровна, в чем заключается работа психолога в колонии? По европейским нормам на одного психолога должно приходиться не более 50 человек осужденных, мол, тогда работа психолога эффективна, тогда можно проводить групповые занятия. А какова нагрузка наших психологов?
- Конечно же, нагрузка на одного психолога у нас выше, что в определенной степени затрудняет работу психолога - это и нехватка времени и невозможность охватить всех осужденных групповыми мероприятиями, однако эффективность психологического воздействия при этом не снижается, так как основной упор делается на более глубинный индивидуально-личностный подход. Также следует отметить, что в обычной жизненной ситуации люди также часто встречаются с нерешенными проблемами, семейными и профессиональными конфликтами, трудностями в общении и т.п., что приводит к стрессам, депрессиям, различным психологическим состояниям, когда необходима помощь специалиста. Однако это не означает, что этой помощью должны воспользоваться все жители страны, у каждого есть свои положительные ресурсы, близкие люди, что позволяет справиться с подобными ситуациями, а у кого, к сожалению, они снижены - к тем на помощь «приходит» психолог.
- Насколько эффективно наказание как изоляция от общества?
- Преступление, наказание и исправление – это понятия взаимосвязанные, как действие и противодействие, как опасность и устранение этой опасности, как вред и борьба с ним, как нарушение закона и его исполнение. Наказание неизбежно, и это правильно, ведь с помощью наказания восстанавливается нормальное состояние правопорядка, которое видит общество, и одновременно с этим преступник исправляется. В идеале, конечно. Содержание же наказания – его виды и сроки – зависит от того, какие в обществе существуют моральные взгляды. Если люди видят, что было преступление, то они должны видеть и наказание за него.
В настоящее время в сфере уголовного права взят курс на гуманизацию наказания. Все больше распространяются наказания, не связанные с лишением свободы. Теперь суды гораздо реже отправляют осуждённых в колонии. В основном виновных предпочитают наказывать без лишения свободы, поэтому активно развивается система так называемых альтернативных наказаний: штрафы, ограничение свободы, исправительные работы и т.д. Так, за прошлый год в нашей республике по учету уголовно-исполнительной инспекции прошло более девяти тысяч осужденных без изоляции от общества.
На мой взгляд, в ближайшие годы подобная тенденция будет сохраняться. И это абсолютно оправдано, ведь общество стало относиться к людям, совершим преступления небольшой и средней тяжести, намного гуманнее.
- Какие ценности у осужденных вы наблюдаете? Какие факторы влияют на перевоспитание?
- Исходя из моих наблюдений, ценности могут быть различными. Для одних из них наиболее значимы свобода в действиях и поступках, материальная обеспеченность – у каждого это свои пределы, активная жизнь, уверенность в себе - даже немного излишняя самоуверенность, для другой категории осужденных это ценности творческого характера, а также реализация социальных отношений: счастливая, семейная жизнь, наличие верных друзей, интересная работа, родители и т.п.
Однако у многих осужденных такое понятие как «ценность» вообще утрачено либо деформировано. Это означает, что человек с детства жил одним днем, не задумываясь о будущем, не осознавая, что такое «хорошо», а что такое «плохо», что привело к асоциализации личности, отчуждению от абсолютных, принятых в обществе моральных ценностей - норм поведения, нежелание переосмыслить прожитое, осознать причины своего преступления и в итоге вернуться к правопослушному образу жизни.
- По вашему мнению, что в детском возрасте формирует будущего преступника?
- Обычно личность преступника формируется со временем, толчком для этого чаще всего являются неудовлетворенность моральных и физических потребностей. Я могу предположить, что эти люди не получали должной заботы, любви, ласки или находились под чрезмерным диктаторским воспитанием. В итоге все факторы приводят к тому, что человек начинает ненавидеть более успешных, на его взгляд, людей.
В первую очередь, здесь сказывается неблагоприятная ситуация в семье, пребывание в детских домах. В результате чего вырабатывается стереотип, что подавлять своей силой и властью, вседозволенностью – это вполне допустимо. Немаловажную роль играет и наследственность: если в семье есть зависимость от алкоголя и наркотиков, то существует большая вероятность преступлений. Ряд психических наследственных заболеваний тоже играет роль в формировании преступника.
Причин, по которым человек «сходит с пути истинного», очень много. И лишь от нас самих зависит, пойдем ли мы на поводу у обстоятельств или же найдем в себе внутренние силы противостоять этому.
- С какого момента человек осознаёт себя преступником: с момента совершения преступления или с момента вынесения приговора? А может быть человек вообще не сознаётся себе, что он преступник?
- В основном осужденные начинают раскаиваться уже после вынесения приговора. Хотя есть часть осужденных, которые являются более совестливыми, они более требовательно относятся к себе. У таких осужденных больше шансов достичь исправления. Но есть, конечно, и осужденные, которые полностью отрицают свою вину.
С момента задержания или предъявления обвинения по уголовному делу человек, даже если он до этого был судим, попадает в некое новое измерение, в новую жизнь. В большинстве случаев он начинает сопротивляться обвинению и если даже и признает себя виновным, стремится показать себя в лучшем свете, чтобы лучше выглядеть перед следователем, а потом и в суде. Попадая в исправительное учреждение, человек начинает стремиться к тому, чтобы наладить отношения с другими осужденными, с администрацией. И в результате он не находит в себе сил обратиться к самому себе, своим нравственным проблемам.
И если, например, в полиции психолог нужен для того, чтобы помочь установить преступника и «добыть» доказательства его вины, то в исправительном учреждении у него задача будет терапевтическая – она будет заключаться в выявлении глубинных, бессознательных мотивов поведения для того, чтобы вместе с другими сотрудниками определить пути и средства исправления конкретного человека.
- Проводится ли психологическая работа с сотрудниками колоний и какая? Работают ли как-то психологи над проблемой сквернословия?
- Сегодня к нам предъявляется все больше требований по соблюдению морально-этических норм. С этой целью сотрудники проходят тщательный профессиональный отбор, в том числе при помощи психологической диагностики профессионально-значимых качеств, личностных особенностей, также учитывается нервно-психическая устойчивость личности и т.д. В дальнейшем применяются такие виды психологического сопровождения, как беседы индивидуальные и групповые, психопросветительского и психопрофилактического характера, психокоррекционные мероприятия.
Проблема сквернословия достаточно актуальна для всех нас. В УИС даже существуют приказы по соблюдению этики и культуры поведения как на службе, так и в быту. Но самое главное, чтобы сотрудник сам стремился к тому, чтобы его речь была грамотной и культурной, работал над этим.
- Ваши пожелания коллегам...
- Желаю своим коллегам крепкого здоровья, семейного благополучия, наверное, понимания, что очень важно для психологам и, конечно же, профессиональных побед, чем является благополучие осужденных.