К школе готов?
Марианна ВИНОКУРОВА, психолог:
- Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с умением читать и считать. Хотя именно эти умения и навыки в первую очередь проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину, и как следствие у них возникают конфликтные отношения с учительницей. Родители обеспокоены и не понимают, в чем дело. Ведь они усиленно готовили ребенка к школе, иногда даже репетиторов нанимали, чтобы их ребенок был лучшим! Но дело в том, что в подготовительных к школе группах с детьми чаще всего проходят программу первого класса. Таким образом, для детей слабого уровня развития повторение материала в первом классе облегчает его усвоение. А вот для детей среднего и тем более хорошего уровня развития это повторение вызывает скуку, в результате чего пропадает интерес к учебе. И в результате многие «слабенькие» в начале учебного года детки к концу первого класса нагоняют, а то и обгоняют своих более «сильных» интеллектуально ровесников, которые остаются плестись в хвосте. Это вам подтвердит любой учитель начальных классов.
Не надо учить читать и считать?
Вопрос так категорично ставить нельзя. Конечно же, надо, но только в непринужденной, игровой обстановке, стимулируя интерес малыша к овладению чтением и счетом. Сегодня существует множество развивающих книг, которые помогут родителям, а также бабушкам и дедушкам правильно заниматься с их чадом. Но главное в этих занятиях − не переусердствовать.
- Ни в коем случае нельзя заставлять малыша, если он больше не хочет заниматься, - говорит психолог. - Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться. Но повторюсь: к психологической готовности к школьному обучению, от наличия которой зависит благополучие вашего ребенка в школе, это не имеет непосредственного отношения.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в коллективе сверстников.
Необходимо трезво и объективно взвесить свои возможности. Например, если ребенок отлично считает, это еще не показатель школьной зрелости. Может ли он удерживать внимание на одном и том же предмете в течение 15 минут? Так ли хороши его успехи в письме, как и в математике? Пишет ли он печатными буквами или же прописными? А это колоссальная разница: если малыш пишет печатными буквами, не факт, что его мелкая моторика готова к воспроизведению тех элементов, которые предусмотрены в возрасте 7 лет, а именно к этому возрасту окончательно «созревает» мелкая моторика кисти и пальчиков. И вообще хочет ли он сам в школу?
Развитый и готовый к школе ребенок – это не одно и то же. Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное же развитие – это умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Например, задач по адаптации в новом коллективе и к требованиям посторонних, но значимых взрослых, задач по упорной и самостоятельной работе над чем-то трудным и требующим усилий. То есть обученность и общий уровень развития, в том числе и эмоционального, – это не синонимы!
И, кроме всего прочего, помимо обучаемости и усидчивости, есть еще здоровье и иммунная нагрузка. То есть первоклассник должен быть настолько физически и иммунно силен, чтобы, попав в класс с 20-30 другими детьми, иметь силы отработать свой рабочий день и плюс противостоять неизбежным в большом коллективе инфекциям.
Сходите к психологу
Существуют многочисленные методики определения так называемой «школьной зрелости», согласно которым в баллах оценивается готовность ребенка к школьному обучению. Если вы сомневаетесь в чем-то, сходите на консультацию к детскому психологу и проверьте потенциал своего ребенка. Если по вашим ощущениям и согласно заключению психолога ребенок к школе готов, нет причин не пойти туда в шестилетнем возрасте. Но если нет, стоит все же подождать, пока организм окрепнет и наберется сил, а нервная система созреет. Зачем нужно идти к психологу?
Во-первых, психолог может провести полную диагностику готовности ребенка к школе;
Во-вторых, психолог может помочь развить все высшие психические функции (мышление, внимание, память, воображения) до уровня, необходимого для того, чтобы приступить к занятиям в школе.
В-третьих, психолог может скорректировать речевую, мотивационную, коммуникативную и волевую сферы.
В-четвертых, психолог может помочь минимизировать тревогу ребенка, неизбежно возникающую перед глобальными изменениями в жизни.
Чем увереннее и спокойнее начнется для ребенка школьная жизнь, чем лучше он сможет адаптироваться к школе, учителям и одноклассникам, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении. Бессмысленно говорить подростку, что необходимо учиться, если он с детства усвоит, что школа – это тяжелая повинность, не приносящая ни малейшего удовольствия.
- Как правило, без натяжек и без учета родительских амбиций, искажающих картину, реально к обучению в школе с 6 лет готовы не более 10% детишек. Остальным все же лучше идти в школу в полных 7 лет. Потому что от успешности адаптации к школе зависит очень многое: ощущение успешности своей личности у самого ребенка, его самооценка, причисления себя к «удачливым» или же к «неудачникам».
Проверь своего ребенка на готовность к школе
Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе? В целом, да. Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.
Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.
Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.
Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила, потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.
Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.
Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.