Как «гоняли» почту по тракту
Первые почтовые станции
В 1743 году управитель Витимско-Пеледуйских слобод, казачий пятидесятник Захар Баишев учредил 28 станков, почтовых станций от Витима до Якутска. Расстояния между ямщицкими станциями составляли 50-60 верст. Такое расстояние было удобно как для ямщиков, так и для лошадей в плане отдыха. И сейчас можно заметить, что между селами Хангаласского улуса, бывшими ямщицкими станциями и селениями на берегу Лены расстояние не превышает 100 километров.
Разметку станков Захар Баишев производил по карте р. Лены, которую ему лично вручил Витус Беринг. Отметим, что командор Беринг командовал Первой (1725-1730 гг.) и Второй (1733-1741 гг.) Камчатскими экспедициями. В Санкт-Петербурге и Москве с нетерпением ждали от Беринга донесений так, что почтовые тракты и пути сообщения между центром и северо-востоком Российской империи были необходимы и для этого. И именно с деятельностью экспедиций Беринга связано открытие Охотского тракта, берущего свое начало в городе Якутске. Это был восточный участок великого Сибирского почтового тракта, основанного и проложенного Петром I в 1698 году сперва от Москвы до Якутска, чуть позже - до Охотска.
Повинность на тракте
В первые годы, когда начал действовать Якутский тракт, восточный участок Иркутско-Якутского тракта, обязанность снабжать станции лошадьми, продовольствием для смотрителей и ямщиков, кормом для лошадей возлагалась на местное население, якутов. Но после неоднократных жалоб на эту повинность в 60-е годы XVIII века решено было заселить станции русскими крестьянами.
Чтобы привлечь людей для службы на тракте, крестьян освобождали от крепостного права, они бесплатно получали землю и угодья. Сколько длилось исполнение этого указа, не известно, помещикам только указывалось выделять из своих крепостных семьи крестьян для отправки в Сибирь.
Места жительства – по жребию
Для определения места установления почтовых станций между Иркутском и Якутском работала комиссия. Через каждые 15-30 километров (до этого расстояние между станками было больше) ставили столбы с номерами для будущих постоянных почтовых станций. Затем в Иркутске среди прибывших крестьян проводилась жеребьевка. Глава каждой семьи вытягивал бирку с номером, совпадавшим с номером на одном из столбов, установленным по тракту. Счастливчикам доставались места с низменными угодьями, такие как Кытыл-Жура, Булгунняхтах, Тиит-Арыы, некоторым везло меньше — им предстояло осваиваться в горах Ой-Мурана, Ат-Дабана, на крутой горе Еланка. Приезжим ямщикам разрешалось строить свои дома, иметь хозяйство, содержать скот, на выделенных землях садить огород, заниматься хлебопашеством.
Профессор, доктор исторических наук Павел КАЗАРЯН:
- В 1770 г. иркутский губернатор Адам Иванович Бриль с ведома и дозволения императрицы Екатерины освободил якутов от ямской повинности, указав заселить тракт русскими переселенцами. О росте числа ссыльных поселенцев на тракте вместе с членами семей могут свидетельствовать данные о темпах заселения участка тракта от Пеледуя до Олекминска. Если в 1776 году там жили 295 человек, то в 1779 г. - 306. Это был первый опыт заселения трактов в Якутском крае ссыльными, и он показал, что ссыльные «по изведанной невозможности завести в тех местах хлебопашество и скот не только не были в силах исправлять гоньбу, но и сами умирали с голоду». Ежегодное содержание поселенцев казне за десятилетие в среднем обходилось в 2 400 рублей. Найдя обременительным для казны содержание тракта, в феврале 1781 года Иркутская губернская канцелярия приняла решение освободить поселенцев от почтовой гоньбы, возложив ее вновь на якутов учрежденных в 1775 году Олекминского и ВерхнеВилюйского комиссарств, а также подведомственных провинциальному городу Якутску Кангаласского и Намского волостей, оставив им в помощь только тех поселенцев, которых они согласны были содержать.
К концу 18 века трактовые почтовые станции, на которых обычно стояла одинокая изба, постепенно превращались в селения, туда приезжали новые люди. И если в 1743 году почтовых станций от Витима до Якутска было 28, то к началу 19 века их число дошло до 38.
Почетный гражданин Хангаласского улуса, член Совета общественной организации «Потомки государевых ямщиков» Анатолий СОКОЛОВ:
- В большинстве случаев, усвоив язык якутов, переняв их образ жизни, а также многие обычаи, установив с ними кровное родство и добрососедские отношения, русские не только сами занялись земледелием, но и распространили его среди местного населения. Они внедрили много русских нововведений в ловле рыбы и зверей (переметы, кулемы, плашки, черканы), что значительно повышало производительность рыболовного и охотничьего промыслов. В результате браков с якутками значительная часть русских ямщиков теряла типичный русский облик, утратила некоторые элементы языка и культуры. Естественно, произошел и обратный процесс – часть местного населения обрусела.
По тракту проедут на лошадях
Летом 2017 года была организована научно-исследовательская, этнокультурная экспедиция «По следам государевых ямщиков» под руководством первого вице-спикера Госсобрания (Ил Тумэн) республики Анатолия Добрянцева. Кстати, представителя потомка ямщиков. Тогда они прошли весь путь от Иркутска до Якутска, собирая фольклор, воспоминания, знакомясь с потомками ямщиков.
А в середине марта 2018 года состоится историческая реконструкция доставки почты по Иркутско-Якутскому почтовому тракту на лошадях.
К финишу этой исторической экспедиции в конце марта в г. Якутске пройдет I Межрегиональный Форум потомков государевых ямщиков Иркутско-Якутского почтового тракта и XVII ежегодного республиканского фестиваля «Играй. Гармонь! Живи частушка!»
Мероприятия приурочены к 275-летию основания Якутского почтового тракта.
Протяженность Иркутско-Якутского тракта –
2 895 км. 2 400 км
проходят вдоль берега р. Лены. Тракт действовал круглый год. По нему ежегодно ездили тысячи людей, одни – по государственным делам, другие – по делам торговли и промыслов: землепроходцы, торговцы, казачьи отряды, воеводы, сектанты, ссыльные и заключенные разных категорий, участники экспедиций, три поколения русских революционеров и, конечно, ямщики.