21.02.2015 | 15:40

Как СОШ №14 стала современным лицеем

Управлять транспортом, шить и кроить одежду, готовить блюда, гранить алмазы, мастерить мебель — не каждый взрослый способен делать это не только для себя, но и для других на профессиональном уровне. А ученики Саха политехнического лицея, кроме аттестата о среднем образовании, получают квалификацию по одной из этих профессий. И даже если они не смогут поступить в вузы, то они знают, что смогут себя прокормить с помощью этих навыков.
Как СОШ №14 стала современным лицеем
Автор: EXO-YKT

Обычная сайсарская школа

 Надежда Тимофеева руководит школой с 2003 года. Именно с ее приходом обычная общеобразовательная школа в Сайсарах стала примером для других учебных заведений не только в республике, но и в России. Так, представив лицей перед президентом России Владимиром Путиным, директор получила грант в один миллион рублей для ее развития. Мы сходили к ним гости и узнали, как СОШ №14 стала Саха политехническим лицеем.

- Мы работаем как лицей два года. До этого была предварительная подготовка в течение 8 лет. Любая общеобразовательная школа или даже школа с углубленным изучением отдельных предметов сразу перейти на инновационный режим лицея не может. Необходима определенная подготовка и реализация инновационных программ, которые направлены на развитие детей. Это большая работа учителей, педагогов, все должно отвечать новым условиям: и кабинеты, и кадры, и определенная программа по каждому предмету.

- Почему вы решили, что пора становиться лицеем?

- Мы подумали, что дети уже работают по этой программе. Сначала мы были общеобразовательной школой, потом стали школой с углубленным изучением отдельных предметов физико-технического, естественного и гуманитарного направлений. Работали с ведущими вузами — с Бауманским университетом (11 лет), Томским политехническим университетом (8 лет), с техническими факультетами СВФУ. К нам приезжают лекторы, они читают семинары, проводят региональные олимпиады, ученики физико-технических классов учатся по специальной программе, разработанной с Бауманским университетом. С начала этой работы дети стали поступать в технические вузы, эксперимент начал приносить плоды. Мы поняли, что профильное обучение в системе поставлено. Но Сайсарский округ особенный, и не все дети могут поступать в высшие учебные заведения, поэтому встал вопрос: «А всем ли детям необходимо поступать в вузы?». Дети очень хорошие, но в физике и математике у определенного контингента детей есть затруднения. Поэтому мы переосмыслили нашу работу. Мы заметили, что дети очень хорошо рисуют, делают поделки, занимаются прикладным искусством. И мы решили открыть профессиональную подготовку.

 

Специальности в школе: столяр второго разряда, ювелир второго разряда, швея второго разряда, водитель категории А и В, парикмахер, мастер резьбы по дереву и кости и гончарное дело.

 

Подбор кадров, закупка машин и нехватка желающих

- Расскажите, как все начиналось?

- Сначала заключили договоры со средними учебными заведениями, которые обучают рабочим профессиям. Их педагоги стали приезжать к нам и давать уроки, дети ездили в их здания учиться. Этого показалось нам недостаточно. Но социальный уровень населения показал, что не все родители могут даже три раза в неделю давать детям деньги на проезд в автобусе — даже в этом отношении у нас были вопросы, поэтому мы решились открыть сами профессиональную подготовку по шести направлениям: столяр второго разряда, ювелир второго разряда, швея второго разряда, водитель категории А и В, парикмахер, резьба по дереву и кости и гончарное дело. Это была большая работа: собирали большой пакет документов, почти полгода с ними бегали. Ведь все должно отвечать требованиям: и кабинеты должны быть специальные, и кадры, и оборудование, получать лицензию по каждому направлению и специальности. Но все получилось. В 2007 году мы выиграли грант президента РФ на миллион рублей, и он дал старт, я закупила почти все оборудование — мини-пилорамы, швейные машины, мини-пекарни и так далее.

- Как дети это восприняли?

- Сначала было сложновато набирать контингент, было мало желающих, набиралось в группы по 8-10 человек, все было в новинку, а сейчас абсолютно все дополнительно учатся навыкам профессий с малых лет. Их наклонности можно увидеть на уроках труда с начальных классов, в 9 классе дети уже определяются с профилем. В первый год было страшно, не помешает ли это сдаче ЕГЭ у 11-классников, так как особенно девочки жаловались, что не хватает времени. Но вскоре они втянулись, и ЕГЭ это никак не помешало.

 - Как теперь дети отзываются об этой учебе?

- Меня пригласили однажды на экзамен девочек по швейному делу. Я была удивлена, что они играючи сдают экзамены, очень много научных подходов ко всему. Посмотрела их выставочный материал, была поражена, что шьют вплоть до вечерних платьев, пальто, сумок, брюк, костюмов — очень большой ассортимент. Все получили хорошие отметки. Я спросила у первого выпуска, есть ли резон продолжать профессиональную подготовку по швейному делу в школе, и ученицы все разом поблагодарили нас, сказали, что забрасывать это направление не надо: «Мы наконец-то поняли, что это необходимо каждой девушке». Одна девочка говорит: «Я теперь сама зарабатываю. Подруги моей матери мне заказы делают. Это мне не помешало и со сдачей ЕГЭ». Одна даже показала мне два платья, почти одинаковых, но на одном было несколько шероховатостей. Она спросила у меня, какое платье шили в ателье и какое - она сама? Оказалось, что идеальное платье сшила она.

Пошла потом на экзамен к столярам. Ребята делают стулья. Они показали свои работы и тоже отметили, что это направление действительно необходимо. Один мальчик рассказал, что он стал ближе общаться с отцом, их объединило то, что они стали вместе делать стулья, чороны. А одному даже купили столярный инструмент для его хобби.

Что уж говорить про водителей, они действительно водят машину! Я их предупредила, что, получив в раннем возрасте водительское удостоверение, они должны быть ответственны за жизнь и здоровье человека, что это опасное средство передвижения, и они должны помнить это. Сейчас уже и девочки, и мальчики хотят водить. У нас есть и тренажер для занятий. Теперь на торжественных линейках я вручаю не только грамоты за победы в олимпиадах, но и представляю призеров республиканских конкурсов по технологии, по выставочным направлениям. Успехов много. Оказывается, практикоориентированные и необходимые для жизни навыки нужно прививать детям.

 

Вырабатывать менталитет

 - Как еще вы обучаете школьников?

- Мы пошли дальше, нужно не только обучать профессионально, но и вырабатывать менталитет. У нас есть пять проектов, по которым вся школа работает — это добывающая, деревообрабатывающая, пищевая, легкая промышленность, транспорт. Мы все это соединили с профессиональной подготовкой и профильным обучением. Когда ребенок выпускается по направлению «Ювелирное дело», например, он должен знать о добывающей промышленности у нас в республике: какие камни природные у нас есть, какие богатства хранятся у нас в недрах, какие люди ставили историю промышленности, какие есть современные оборудования, какие предприятия лидируют и другое. Когда дети это изучают, они начинают уважать труд других людей, гордиться своими земляками. Также у нас ведется хорошо социализация личности в профессиональном плане. Сейчас, в рыночное время, человеку даже взрослому трудно найти свой путь, зарабатывать.

- Да, часто этот вопрос не учитывается и в вузах

- Ребенок у нас знает, что он может со своей профессией открыть дело — мы двоим помогли открыть ювелирное дело. Он может поступить в колледж, если не прошел по ЕГЭ. Наших специалистов берут, потому что выходят готовые специалисты, немного обучаются и все. Профессиональная подготовка также налаживает связь с предприятиями. Мы работаем с компаниями «Мааны», «ЭПЛ Даймонд», «Звезда», с таксомоторной службой, магазинами, повара работают в нашей столовой. Ребенок может пойти работать в то предприятие, с которым мы работаем.

- Как вы с ними работаете? Например, с ювелирными компаниями?

- Сейчас новые отношения между школой и предприятием, торгово-рыночные, а не шефские. Например, «Звезда» дает нам шлифовать медальоны, за это они нас учат процессу производства, также дети имеют средства на приобретение материалов.

 

Школы будущего

 - Как должна развиваться школа в наше время? Насколько необходимы такие школы, как ваша?

- В республике есть много разных видов образовательных учреждений, а нужны инженерно-политехнические. Средства, оборудование, наша хорошая жизнь - многое зависит именно от этого направления. Это направление должно быть главным в образовании республики, как агрошколы. Почему после войны мы встали на ноги быстро, и Советский Союз встал на индустриальный путь? Потому что школы стали политехническими. Я вижу развитие и прогресс после того, как школа стала лицеем. Дети начали идти вперед, уровень уже другой. Интересно из всей массы детей, которые не ориентированы, сделать так, чтобы они стали такими. И результаты есть.

Новости

Популярное

Бывший председатель Верховного суда Якутии станет конституционным советником
Новости | 23 часа назад
Бывший председатель Верховного суда Якутии станет конституционным советником
Кандидатура Людмилы Горевой рассматривается на должность конституционного советника. Конституционный совет создан в Якутии этим летом вместо одноименного суда.
Суд оштрафовал пользовательницу «ВКонтакте» за оскорбление якутов по нацпризнаку
Новости | 1 день назад
Суд оштрафовал пользовательницу «ВКонтакте» за оскорбление якутов по нацпризнаку
Женщина оставила комментарии в группе «Охотники на живодеров. Антидогхантеры» во «ВКонтакте». Суд посчитал их провокационно-экстремистскими, направленными на лиц якутской национальности.
В Якутске идет ремонт проспекта Ленина. Четыре участка дороги будут перекрываться по очереди
Инфраструктура | 1 день назад
В Якутске идет ремонт проспекта Ленина. Четыре участка дороги будут перекрываться по очереди
С 20 октября начнутся земляные работы, связанные с ремонтом главной улицы Якутска. По очереди будут перекрываться четыре участка дороги до конца года. Запланировано снятие старого покрытия, переподключение коммуникаций, также предусмотрена замена грунта на глубине до двух метров.
Пользователи якнета: ночные клубы Якутска продолжают работать, несмотря на запреты
Город | 1 день назад
Пользователи якнета: ночные клубы Якутска продолжают работать, несмотря на запреты
Люди пишут, что несмотря на запрет деятельности развлекательных заведений из-за роста заболеваемости коронавирусом, ночная жизнь в городе продолжается. Жильцы дома, находящегося рядом с баром «Malina Lounge Room», опубликовали фото посетителей заведения, собирающихся расходиться рано утром.