Как СОШ №14 стала современным лицеем
Обычная сайсарская школа
Надежда Тимофеева руководит школой с 2003 года. Именно с ее приходом обычная общеобразовательная школа в Сайсарах стала примером для других учебных заведений не только в республике, но и в России. Так, представив лицей перед президентом России Владимиром Путиным, директор получила грант в один миллион рублей для ее развития. Мы сходили к ним гости и узнали, как СОШ №14 стала Саха политехническим лицеем.
- Мы работаем как лицей два года. До этого была предварительная подготовка в течение 8 лет. Любая общеобразовательная школа или даже школа с углубленным изучением отдельных предметов сразу перейти на инновационный режим лицея не может. Необходима определенная подготовка и реализация инновационных программ, которые направлены на развитие детей. Это большая работа учителей, педагогов, все должно отвечать новым условиям: и кабинеты, и кадры, и определенная программа по каждому предмету.
- Почему вы решили, что пора становиться лицеем?
- Мы подумали, что дети уже работают по этой программе. Сначала мы были общеобразовательной школой, потом стали школой с углубленным изучением отдельных предметов физико-технического, естественного и гуманитарного направлений. Работали с ведущими вузами — с Бауманским университетом (11 лет), Томским политехническим университетом (8 лет), с техническими факультетами СВФУ. К нам приезжают лекторы, они читают семинары, проводят региональные олимпиады, ученики физико-технических классов учатся по специальной программе, разработанной с Бауманским университетом. С начала этой работы дети стали поступать в технические вузы, эксперимент начал приносить плоды. Мы поняли, что профильное обучение в системе поставлено. Но Сайсарский округ особенный, и не все дети могут поступать в высшие учебные заведения, поэтому встал вопрос: «А всем ли детям необходимо поступать в вузы?». Дети очень хорошие, но в физике и математике у определенного контингента детей есть затруднения. Поэтому мы переосмыслили нашу работу. Мы заметили, что дети очень хорошо рисуют, делают поделки, занимаются прикладным искусством. И мы решили открыть профессиональную подготовку.
Специальности в школе: столяр второго разряда, ювелир второго разряда, швея второго разряда, водитель категории А и В, парикмахер, мастер резьбы по дереву и кости и гончарное дело.
Подбор кадров, закупка машин и нехватка желающих
- Расскажите, как все начиналось?
- Сначала заключили договоры со средними учебными заведениями, которые обучают рабочим профессиям. Их педагоги стали приезжать к нам и давать уроки, дети ездили в их здания учиться. Этого показалось нам недостаточно. Но социальный уровень населения показал, что не все родители могут даже три раза в неделю давать детям деньги на проезд в автобусе — даже в этом отношении у нас были вопросы, поэтому мы решились открыть сами профессиональную подготовку по шести направлениям: столяр второго разряда, ювелир второго разряда, швея второго разряда, водитель категории А и В, парикмахер, резьба по дереву и кости и гончарное дело. Это была большая работа: собирали большой пакет документов, почти полгода с ними бегали. Ведь все должно отвечать требованиям: и кабинеты должны быть специальные, и кадры, и оборудование, получать лицензию по каждому направлению и специальности. Но все получилось. В 2007 году мы выиграли грант президента РФ на миллион рублей, и он дал старт, я закупила почти все оборудование — мини-пилорамы, швейные машины, мини-пекарни и так далее.
- Как дети это восприняли?
- Сначала было сложновато набирать контингент, было мало желающих, набиралось в группы по 8-10 человек, все было в новинку, а сейчас абсолютно все дополнительно учатся навыкам профессий с малых лет. Их наклонности можно увидеть на уроках труда с начальных классов, в 9 классе дети уже определяются с профилем. В первый год было страшно, не помешает ли это сдаче ЕГЭ у 11-классников, так как особенно девочки жаловались, что не хватает времени. Но вскоре они втянулись, и ЕГЭ это никак не помешало.
- Меня пригласили однажды на экзамен девочек по швейному делу. Я была удивлена, что они играючи сдают экзамены, очень много научных подходов ко всему. Посмотрела их выставочный материал, была поражена, что шьют вплоть до вечерних платьев, пальто, сумок, брюк, костюмов — очень большой ассортимент. Все получили хорошие отметки. Я спросила у первого выпуска, есть ли резон продолжать профессиональную подготовку по швейному делу в школе, и ученицы все разом поблагодарили нас, сказали, что забрасывать это направление не надо: «Мы наконец-то поняли, что это необходимо каждой девушке». Одна девочка говорит: «Я теперь сама зарабатываю. Подруги моей матери мне заказы делают. Это мне не помешало и со сдачей ЕГЭ». Одна даже показала мне два платья, почти одинаковых, но на одном было несколько шероховатостей. Она спросила у меня, какое платье шили в ателье и какое - она сама? Оказалось, что идеальное платье сшила она.
Пошла потом на экзамен к столярам. Ребята делают стулья. Они показали свои работы и тоже отметили, что это направление действительно необходимо. Один мальчик рассказал, что он стал ближе общаться с отцом, их объединило то, что они стали вместе делать стулья, чороны. А одному даже купили столярный инструмент для его хобби.
Что уж говорить про водителей, они действительно водят машину! Я их предупредила, что, получив в раннем возрасте водительское удостоверение, они должны быть ответственны за жизнь и здоровье человека, что это опасное средство передвижения, и они должны помнить это. Сейчас уже и девочки, и мальчики хотят водить. У нас есть и тренажер для занятий. Теперь на торжественных линейках я вручаю не только грамоты за победы в олимпиадах, но и представляю призеров республиканских конкурсов по технологии, по выставочным направлениям. Успехов много. Оказывается, практикоориентированные и необходимые для жизни навыки нужно прививать детям.
Вырабатывать менталитет
- Как еще вы обучаете школьников?
- Мы пошли дальше, нужно не только обучать профессионально, но и вырабатывать менталитет. У нас есть пять проектов, по которым вся школа работает — это добывающая, деревообрабатывающая, пищевая, легкая промышленность, транспорт. Мы все это соединили с профессиональной подготовкой и профильным обучением. Когда ребенок выпускается по направлению «Ювелирное дело», например, он должен знать о добывающей промышленности у нас в республике: какие камни природные у нас есть, какие богатства хранятся у нас в недрах, какие люди ставили историю промышленности, какие есть современные оборудования, какие предприятия лидируют и другое. Когда дети это изучают, они начинают уважать труд других людей, гордиться своими земляками. Также у нас ведется хорошо социализация личности в профессиональном плане. Сейчас, в рыночное время, человеку даже взрослому трудно найти свой путь, зарабатывать.
- Да, часто этот вопрос не учитывается и в вузах
- Ребенок у нас знает, что он может со своей профессией открыть дело — мы двоим помогли открыть ювелирное дело. Он может поступить в колледж, если не прошел по ЕГЭ. Наших специалистов берут, потому что выходят готовые специалисты, немного обучаются и все. Профессиональная подготовка также налаживает связь с предприятиями. Мы работаем с компаниями «Мааны», «ЭПЛ Даймонд», «Звезда», с таксомоторной службой, магазинами, повара работают в нашей столовой. Ребенок может пойти работать в то предприятие, с которым мы работаем.
- Как вы с ними работаете? Например, с ювелирными компаниями?
- Сейчас новые отношения между школой и предприятием, торгово-рыночные, а не шефские. Например, «Звезда» дает нам шлифовать медальоны, за это они нас учат процессу производства, также дети имеют средства на приобретение материалов.
Школы будущего
- Как должна развиваться школа в наше время? Насколько необходимы такие школы, как ваша?
- В республике есть много разных видов образовательных учреждений, а нужны инженерно-политехнические. Средства, оборудование, наша хорошая жизнь - многое зависит именно от этого направления. Это направление должно быть главным в образовании республики, как агрошколы. Почему после войны мы встали на ноги быстро, и Советский Союз встал на индустриальный путь? Потому что школы стали политехническими. Я вижу развитие и прогресс после того, как школа стала лицеем. Дети начали идти вперед, уровень уже другой. Интересно из всей массы детей, которые не ориентированы, сделать так, чтобы они стали такими. И результаты есть.