Кому возить инвалидов?
На каком основании?
"Обращаюсь к Вам от имени инвалидов-колясочников, но в частности больше от нашей семьи, в которой двое инвалидов на колясках, по поводу беспокойства расформирования службы социального такси и прекращения ее работы с 15 августа 2016 г.
Специализированные машины, оборудованные подъемным оборудованием, переданы в распоряжение Минздрава, не оказывающего услуги перевозок колясочников, и Якутскмедтранс, обслуживающих только инвалидов определенной категории, и у которого по регламенту стоимость поездки для колясочника лишь в одну сторону оценивается в сумму 600 рублей - что не может быть приемлемым даже для бюджета здорового платежеспособного человека, что уж говорить про финансовые возможности инвалидов, отныне согласных вынужденно оплачивать такую нереальную сумму лишь из-за безысходности и отсутствия каких-либо вариантов!
20 лет я добивалась подъемного оборудования в подъезде своего дома, теперь, когда подъезд наконец-то оборудован платформой для спуска, оставшись без транспорта с подъемником, я лично снова лишена возможности вести относительно полноценную жизнь, выезжая в парк, на прогулки с друзьями, посещая какие-то общественные места и мероприятия. Меня теперь даже лишили возможности попасть в поликлинику, и я снова заложник стен своей квартиры, ведь дороги нашего города, Вы знаете сами, совершенно не приспособлены для передвижения по ним на инвалидной коляске даже на незначительные расстояния, а пересесть в салон любой машины для меня, да я уверена, и для многих других инвалидов тоже, в силу физических ограничений заболевания, просто невозможно.
У инвалидов были нарекания к работе службы социального такси, и сама я неоднократно поднимала некоторые вопросы на обсуждения, но ведь в целях улучшения работы данной службы. А нас, в итоге, лишили единственного доступного для нас средства передвижения. Прошу предоставить мне письменный ответ, куда нам, инвалидам-колясочниам, обращаться с данным обращением по этой проблеме. Кто будет заниматься ее разрешением. И каким образом мы можем, проживая в столице, в настоящий момент пользоваться специализированным транспортом, существующим, все-таки, в нашем городе, так нам, колясочникам, необходимым и хотелось бы получить ответ, на каком основании ставшим нам теперь недоступным, несмотря на то, что оборудован он подъемниками именно для инвалидных колясок".
Не путайте понятия!
А вот что думает по этому поводу председатель Региональной общественной организации «Движение без барьеров» Афанасий Лаптев:
- Нет такого понятия, как социальное такси. Были услуги социального транспорта. И мне кажется, что людей в заблуждение ввели сами работники Комплексного центра социального обслуживания населения, применяя везде слово такси. Вот и путаются как люди с инвалидностью, так и здоровые. Что касается выхода из этой ситуации, то я точно знаю, что мэрии выделяют деньги на перевозку людей с инвалидностью. Вот и открыла бы мэрия на эти деньги какую-то службу, например, в виде отдела ЯПАКа. Ведь у государства нет обязанности кого-то возить. И не надо людей вводить в заблуждение неправильными словами, чтобы не было недоразумений, как сейчас.
Планы, планы...
Итак, вы ознакомились с мнениями двух граждан с ограниченными возможностями. А что же думают в министерстве труда и социального развития РС (Я)? За комментариями мы обратились к руководителю департамента организации социального обслуживания населения, опеке и попечительства министерства Анастасии Аккуратовой и вот что она нам рассказала:
- В 2013 году был принят Федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который привел нас на новый уровень работы. Так, с 1 января 2015 года был принят ряд нормативных актов, и мы перешли на новое законодательство. Так как Федеральный закон ограничил нас на восемь видов социальных услуг, каждый регион должен был самостоятельно решать, какие виды социально-бытовых услуг оказывать. Так, 22 января 2015 года был утвержден перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в нашей республике. Из транспортных услуг в этот перечень вошло только оказание содействия в перевозке получателей социальных услуг в организации для лечения, участия в культурных мероприятиях. А что такое содействие в перевозке? Это помощь в поиске транспорта, а не его обеспечение. Таким образом, в перечень услуг перевозка не вошла. Тем не менее, до лета 2016 года мы осуществляли эти услуги. Однако в мае 2016 года нами было получено предписание министерства финансов о прекращении финансирования перевозки. Тем более что к тому времени было принято решение о передаче специализированного транспорта министерству здравоохранения для перевозки диализников. Таким образом, перевозка других больных была приостановлена с 1 августа 2016 года.
Получается, что теперь «колясочников» некому возить, и они будут зависимы от желания или нежелания частного таксиста «связываться» с такими специфическими пассажирами, вынужденных платить за услуги по часовому тарифу? Так воскликнут многие, кто поддерживает мнение Татьяны Попцовой. Однако, как оказалось, в министерстве труда и социального развития не собираются бросать инвалидов с их проблемой на произвол судьбы. По словам Анастасии Павловны, сегодня подготовлен проект закона «О внесении изменений в Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Саха (Якутия)», согласно которому чиновники хотят добавить в этот перечень дополнительную услугу по перевозке граждан. Только в случае принятия нашими депутатами этих изменений, министерство сможет возобновить услугу по перевозке в 2017 году. Также в министерстве труда планируют найти частные социально-ориентированные коммерческие организации, которые занялись бы этим видом услуг. На сегодня по закону это возможно. И если таковые найдутся, то их услуги будет оплачивать государство. Таким образом, министерство готово работать с любой негосударственной коммерческой организацией, которая вошла в перечень поставщиков социальных услуг.
Сила слова
Сегодня в Якутске существует семь специализированных автомашин с подъемником. Они появились с того самого дня, когда в Якутске был организован Комплексный центр социального обслуживания населения. Работники центра, как говорится, до последнего «держались», перевозя инвалидов после полученного предписания минфина, за что последний их и наказал штрафом... Однако стоит отметить, что и при министерстве труда и соцразвития эти машины перевозили всех диализников безо всякой их передачи в минздрав. Сейчас же после августа 2016 года одна машина передана в ведение минздрава республики именно для этих целей. Остальные пока находятся в ведении министерства труда. Пока...
До лета 2016 года работники центра, оказывая содействие, помогали инвалидам во время посадки и высадки, сопровождали их. И это, как оказалось, было воспринято инвалидами как услуга социального такси. С точки же зрения минфина, таковое не является перевозкой, а значит, и финансировать такую услугу нельзя в свете Федерального закона.
Автору же этих строк кажется, что, когда с каждым днем нам рапортуют о все более расширяющейся среде доступности для людей с ограниченными возможностями, свое черное дело сделало для них всего лишь одно слово — слово «перевозка», которое забыли или не захотели (неважно кто, депутат или чиновник) прописать в вышеуказанный перечень социальных услуг. И чтобы теперь исправить это «недоразумение», нужно уже менять законы.