Конфликты на площадке
ЗАМЕЧАНИЕ СДЕЛАЛИ ВАМ
Представьте: ваш малыш беззаботно шлепает по лужам или решил «отдохнуть» на песке. А на вас со всех сторон сыплются критические замечания о вашей родительской «профпригодности». «Вы что, не можете объяснить своему ребенку, что так делать нельзя? Сейчас все на него насмотрятся и тоже начнут в грязи валяться!» Такие замечания, как правило, делают истеричные мамаши, которые считают, что они всегда и во всем правы. Так что спор – это пустая трата времени и нервов.
Что делать: Таких людей обезоруживает спокойный тон и улыбка: «Здравствуйте! Ничего, сейчас отдохнет и встанет». И все. Или представьте, что ваши уши заткнуты ватой и вы не слышите выпадов в вашу сторону и в сторону вашего ребенка.
...И ВАШЕМУ МАЛЫШУ
Вы с малышом хорошо погуляли, он с ног до головы облеплен грязью. Встречается соседка и начинает качать головой: «О-о-й! Какой ты грязный! Разве можно так пачкаться? Теперь маме придется стирать всю твою одежду!» А ребенок может очень болезненно воспринять замечание постороннего человека, и если мама не будет за него заступаться, а тем более поддерживать соседку «Да, такой вот он грязнуля!», то это может сделать ребенка неуверенным в себе, он начнет стесняться и бояться чужих людей
Что делать: Дружелюбным тоном скажите соседке: «Да, мы замечательно погуляли! Теперь идем домой, счастливые, довольные и как грязнули! Когда еще по лужам побегать и в грязи извазюкаться, как не в детстве! Хорошо быть маленьким, да, малыш? Сейчас умоемся и снова будем чистенькие...» Малыш счастлив, соседка устранена, мама довольна.
У МАЛЫША ОТОБРАЛИ ИГРУШКУ
Ваш ребенок мирно копается в песочнице. К нему подходит другой и забирает его игрушку. Ваш кроха разгневан и пытается силой вернуть свою собственность. Ему жаль расставаться со своей игрушкой, и он пока не понимает, что игрушки берутся на время и всегда возвращаются к своим хозяевам. Только после 3-х лет ребенок начнет понимать, что такое собственность.
Что делать: Срочно разнимите «сцепившихся намертво» малышей. Скажите о чувствах и желаниях другого ребенка: «Мальчику понравилась твоя игрушка, и он хотел бы с ней немного поиграть. Давай дадим ему ее ненадолго. Знаешь, как он обрадуется!» Если согласие от мальчика получено, пытаемся побудить своего ребенка поделиться игрушкой. Но не заставлять! Если ваш ребенок не соглашается расставаться со своей игрушкой ни при каких условиях, это его право.
...ИЛИ ОН ЗАБРАЛ САМ
На детской площадке гуляет много малышей. Повсюду лежат игрушки: машинки, мячик, кукольная коляска. Ваш ребенок подходит, берет чужой мяч и предлагает вам в него поиграть. Все дети очень любознательны, и нет ничего предосудительного в том, что их интересуют не только свои, но и чужие игрушки.
Что делать: Если это игрушки ваших знакомых детей, нужно подойти к хозяину-ребенку, а еще лучше к его маме, она точно разрешит поиграть! Но важно обратить внимание своего ребенка на то, что игрушку нужно вернуть на место. Если вы не знаете, чья эта игрушка, можно громко об этом спросить у присутствующих. Если хозяин не найден, сказать ребенку: «Мы не знаем, чья это игрушка, а без разрешения брать нельзя». Бывает, что ваш ребенок во что бы то ни стало хочет поиграть именно в эту игрушку. Тогда можно предложить ребенку такую альтернативу: «Мы берем игрушку и отправляемся на поиски ее хозяина». Походите с игрушкой, поищите, может, и найдете, а если и нет, малыш немного поиграет с ней и вернет на место.
НЕ ОТДАЕТ КАЧЕЛИ
Ваш малыш качается на качелях. Тут подходит другой ребенок с явным намерением тоже покачаться. В принципе, раз ваш ребенок первым занял качели, они пока «его», но в разумных пределах, конечно.
Что делать: Нужно начать готовить ребенка к мысли о том, что качели скоро придется уступить: «Вот малыш тоже хочет покачаться, давай еще пару минут покачаемся и пойдем кататься с горки». Если он упрямится и не хочет уступать качели, предложите ему тогда дать поиграть в одну из его игрушек стоящему в очереди ребенку. Или придумайте способ отвлечь его.
... ИЛИ НЕ ДАЮТ ЕМУ
Вы с малышом приходите на детскую площадку. Его внимание привлекают качели, которые конечно оказываются занятыми...Вы и ваш малыш долго «стоите в очереди», ожидая, когда они освободятся, но качающийся на них ребенок и не думает с ними расставаться.
Что делать? Для начала можно просто попросить качающегося малыша уступить вам качели, предложить ему интересный обмен: он вам качели, вы ему свой велосипедик, или переключить внимание своего ребенка на другие аттракционы.
НЕ МОЖЕТ ДАТЬ СДАЧИ
Ваш малыш стоит возле вас, тут к нему подходит другой ребенок и ни с того ни с сего его бьет, толкает, кусает (бывает и такое!). Ваш малыш теряется и не знает, что делать. Должна быть твердая установка: никто не смеет бить вашего ребенка, и ваш ребенок не должен сомневаться, что это действительно так. Поэтому все дальнейшие действия должны быть направлены на то, чтобы дать понять своему сыну или дочери, что делать, если это произошло.
Что делать: По возможности предотвратите конфликт: перехватите руку замахивающегося ребенка, но если уже не успели, то обнимите своего малыша, пожалейте. Объясните своему ребенку поведение мальчика: «Наверно, мальчик хотел с тобой поиграть, но не знал, как тебе это сказать» - и строго скажите обидчику: «Моего сына бить нельзя! Если ты хочешь с ним играть – так и скажи: «давай играть».
... ИЛИ БЬЕТ В ОТВЕТ
Вашего малыша толкнули, а он, недолго думая, дает сдачу. Дети эмоциональны и, даже если они уже и знают, что драться нельзя, в критических ситуациях действуют так, как им подсказывает их первоначальный импульс: ударить, толкнуть, отобрать, не уступить.
Что делать: Скажите обоим: «Драться нельзя!» Скажите о том, какое действие вы считаете правильным: «Нужно довариваться, предлагать поменяться игрушками или играть вместе». Дома обыграйте произошедшую ситуацию на игрушках, стараясь донести мысль о том, что давать сдачи можно только после предупреждения и не бить сильно.
ВАШ РЕБЕНОК ОБИЖАЕТ ДРУГОГО
Ваш малыш явно обижает другого ребенка и поступает так, по нескольким причинам: не умеет общаться с детьми, экспериментирует: «а что будет, если....», привлекает к себе ваше внимание. При этом он следит за вашей реакцией. Поэтому надо выработать четкую схему реагирования на подобные проделки малыша. Необходимо учить ребенка контролировать свои агрессивные действия.
Что делать? Уделите максимум внимания пострадавшему ребенку, сделайте своему короткое замечание и помогите исправить ситуацию: «Кидаться песком нельзя! Давай теперь вместе отряхнем малыша и пожалеем». Помогите детям наладить общение: «Хотите, я научу вас копать глубокие колодцы? Тогда берите лопатки...»
Дома учите ребенка выражать свои желания словами: «Отдай, пожалуйста», «Не бери — это мое», а агрессивные эмоции переводите в сочувствие и понимание другого малыша: «Малышу больно, давай его пожалеем, давай ему дадим совочек».
... ИЛИ ВЫЯСНЯЕТ ОТНОШЕНИЯ
Вы на какое-то время упустили из виду своего малыша. Когда он вновь появился в поле вашего зрения, оказалось, что он уже не один, их двое, и они спорят.
Что делать: Если стычка происходит на равных и нет серьезной угрозы для здоровья детей, они не дерутся и еще не приготовили палки и камни для защиты, подождите и не вмешивайтесь. Если конфликт затягивается, набирает обороты или выявляется явно страдающая сторона, следует тут же вмешаться и разнять спорщиков. Первым делом переключите внимание на себя, а потом – друг на друга. Можно переключить внимание на какую-то деталь: «Ой, у тебя пуговица расстегнулась. А у тебя руки грязные». Возможно, что уже на этом этапе конфликт будет исчерпан, и дети заулыбаются.