Лузер? Аутсайдер? Ребенок болен...
Никто не будет оспаривать банальную истину, что детское благополучие напрямую зависит от состояния его общего здоровья. Никто также не будет оспаривать и то, что душевное здоровье ребенка играет прямую роль в его развитии и становлении как успешной личности.
Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения (далее фонд) бьет тревогу: распространенность пограничных психических расстройств у детей в дошкольном возрасте достигает 50%, а среди школьников старших классов – 70-80%. («Детская социальная психиатрия для непсихиатров», Н. М. Иовчук, А. А. Северный, Н. Б. Морозова). Неутешительный прогноз Третьего конгресса психиатров России к 2020 г. о негативных последствиях психического нездоровья нации на экономику страны уже заставляет наше общество обратить пристальное внимание на душевное здоровье детей и подростков.
Социально-экономическая поляризация населения современной российской действительности - безработица, миграция населения, распространенность социального сиротства, семейное неблагополучие с букетом социальных болезней общества (алкоголизм, наркомания и т. п.) - отражается, в первую очередь, на здоровье ребенка.
Результатом душевного нездоровья детей и подростков является их социальная дизадаптация или искаженная адаптация (Энциклопедический словарь медицинской терапии, 1982 г., г. Москва). Между тем, как показывает жизнь, большинство родителей и многие специалисты, работающие во благо детей, крайне мало осведомлены о состоянии и проблемах душевного здоровья подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют факторы роста аутоагрессивного поведения подростков, рост правонарушений и совершаемых преступлений несовершеннолетних граждан против личности в обществе. В связи с неправильной оценкой общего состояния ребенка как лени, избалованности, интеллектуальной несостоятельности, физического заболевания, дурного характера, отрицательного влияния друзей, улиц и др. психическое нездоровье детей и подростков часто длительно не распознается.
Ребенок или подросток не только не получает помощи, но и подвергается неадекватным мерам воспитательного воздействия, в том числе физического и психологического насилия. Длительно нераспознанные стертые психические расстройства, как правило, ведут к тяжелым устойчивым формам школьной и социальной дизадаптаций, требующих специальных методов коррекции.
Родители и специалисты целенаправленно занимаются развитием и воспитанием способности у подрастающего поколения исполнять позитивную социальную роль, соответствующую его возможностям и запросам. Вот почему основным условием правильного или успешного развития любого ребенка является его адаптированность в детской социальной среде: будь то дошкольное или школьное образовательное учреждение.
Обычно школьная дизадаптация выступает в 3-х формах: нарушении обучения, нарушении поведения, нарушении контактов или одновременно в сочетании всех проявлений одновременно. В начальной стадии наиболее часто дизадаптация школьников проявляется в виде неуспешности ребенка в школе. Поэтому родители должны своевременно обратить внимание на то, что у ребенка, прежде успешного, появились неудовлетворительные оценки, что более удлинилось время подготовки домашних заданий, появился страх перед контрольными, зачетами, экзаменами, страх перед школой и возникла потребность в репетиторах.
Родители и педагоги обязаны приложить совместные усилия по недопущению у школьников второгодничества. Педагоги обязаны вовремя заметить и известить родителей об утрате ребенком интереса к учебе, его отказах отвечать у доски.
Глубокие формы школьной дизадаптации могут проявиться у подростка не только в срывах уроков и прогулах занятий, но и в полном отказе ребенка или подростка от посещения школы. Тяжелые формы школьной дизадаптации так или иначе проводят к дизадаптации социальной.
Социальная дизадаптация ребенка или подростка может проявиться в нарушении его адекватного взаимодействия с существующим окружением. Она может принять формы аддиктивного поведения подростка в виде драк, побегов и воровства, употребления психоактивных веществ, ранних сексуальных связях, что также может привести к постановке подростка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних.
Далее может проявиться проблема пребывания подростка в учебном заведении. Его результатом зачастую становятся низкий образовательный и профессиональный уровень, незанятость и безработица молодого человека, алкоголизм, наркомания, правонарушения, проституция, раннее материнство и депривация (отторжение) матерью новорожденного ребенка, распространение явлений социального сиротства.
В связи с возникновением проблемы социальной и школьной дизадаптации ребенка главной задачей родителей и педагогов становится ее предотвращение (профилактика) или коррекция (исправление).
Существует целый комплекс факторов, создающих предпосылки для возникновения социальной дизадаптации личности ребенка.
1) Школьный фактор: отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, несправедливое отношение к ребенку, психическое, физическое и иные виды насилия по отношению к ребенку со стороны ближайшего и школьного окружения;
2) Семейный фактор: бедность, неблагополучные жилищные условия, неполная семья, дисгармоничная семья с тяжелым эмоциональным фоном, безработица, аддиктивное поведение родителей, употребление ими психоактивных веществ (алкоголь, наркомания), хронические заболевания членов семьи, искаженный способ воспитания. По различным данным фонда не менее 50% детей испытывают различные виды насилия со стороны родителей, членов семьи и родственников;
3) Средовой фактор: влияние асоциальной среды: групп сверстников, «улицы», незанятости, искаженного образа лидера, широкая доступность психоактивных веществ, правовой нигилизм сообщества;
4) Социально-психологический фактор: нестабильность в общественных отношениях, утрата прежних идеалов и безнравственность, социально-экономическая поляризация общества в условиях дикого капитализма, безнаказанность за экономические преступления, циничность и сексуальная распущенность;
5) Соматический (физический) фактор: тяжелые заболевания, в том числе инфекционные, хронические заболевания органов, врожденные и приобретенные уродства;
6) Психический фактор: инвалидизация ребенка или подростка, резидуально-органические поражения центральной нервной системы со всеми вытекающими последствиями. По данным фонда, дети уже в возрасте до 3-х лет 9,6% имеют явную психическую патологию; среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют признаки болезненных отклонений в психике; среди школьников распространенность нервно-психических расстройств достигает 70-80%. У учащихся старших классов (от 14 до 17 лет) депрессивные расстройства выявляются в среднем в 19,5%. Дети, ведущие бродячий образ жизни, могут быть признаны здоровыми не более 6%. Дети, проживающие длительное время в детских домах, могут достичь 100% психических отклонений. Среди девиантных детей до 80% требуют срочной психокоррекционной помощи. При этом только 10% всех нуждающихся в психиатрической помощи получают ее в медицинских учреждениях;
7) Возрастной фактор: даже психически здоровый подросток в пубертатном возрасте может войти в зону риска аутоагрессивного поведения;
8) Коррекционно-профилактический фактор, к которому относятся:
а) наличие или отсутствие медико-социально-психологические службы в системе образования, способной своевременно диагностировать признаки декомпенсации и предотвратить наступление тяжелых форм социальной дизадаптации у школьников;
б) квалификация специалистов такой же службы и уровень междисциплинарного действия с ней.
В чем особенность детской дизадаптации?
Первое, ретроспективный анализ показал, что признаки школьной дизадаптации не являются внезапными, а нарастают постепенно в течение 1-5 лет. Всего 3-6% учащихся реабилитационных учреждений не обнаруживали психической патологии. В 94-97% случаев у школьников отмечались остаточные явления резидуально-органического поражения центральной нервной системы.
Второе, семьи подростков с выраженной социальной дизадаптацией в основном являлись крайне неблагополучными. В 64% случаев эти семьи были «неполными», 8% детей были полными сиротами. Более чем в 3/4 «полных» семей родитель или оба употребляют психоактивные вещества, они отличаются безразличием или крайне жестоким обращением с детьми, в 5% семьи отличаются крайней бедностью; в 20% случаев один из родителей страдал душевным заболеванием. В 90% случаев в школе, из которой был выведен подросток, отсутствовали психологи и социальные педагоги или о них ничего не было известно родителям учащихся.
Третье, благополучные семьи, обучающие ребенка в продвинутых учебных заведениях, не являются гарантией психического здоровья детей в связи с наличием пограничных психических патологий.
Таким образом, школьная дизадаптация ребенка/подростка развивается благодаря сочетанию многих факторов, ведущими из которых являются психический и семейный факторы.
Школьная и социальная дизадаптация
Также, по мнению психиатров, в отличие от 80-90-х годов, когда основной причиной школьной дизадаптации были психические расстройства, то в последующие годы ребенок чаще может ее получить как следствие школьного фактора, в котором немаловажную роль играет личность учителя, и потому создание в учебном заведении правового пространства является насущной проблемой школы.
Не остаются в стороне и родители детей. Нередко ребенок оказывается под двойным прессингом семьи и школы, а иногда и собственного гиперсоциального характера и тогда ребенок «уходит в болезнь».
Это означает необходимость обучения профилактике школьной дизадаптации как работников образовательного учреждения, так и родителей учащихся.
Другим аспектом школьной дизадаптации в настоящее время является ее «омоложение», так как стало больше детей с остаточными явлениями резидуально-органического характера центральной нервной системы, обусловленных объективными причинами (экология, стрессы, употребление психоактивных веществ родителями, различными заболеваниями молодых матерей и т. п.). Поэтому требуется коррекционная работа с дезадаптированными детьми и подростками с применением усилий различных специалистов: психологов, педагогов, психиатров, педиатров, наркологов, психотерапевтов, коррекционных и социальных педагогов, социальных работников, юристов.