Мира ПАВЛОВА: «Оставляю студентов достойной смене»
Колледж встретил меня шумом и гомоном – но не таким гулким, как в школе. Хотя и здесь по коридорам проносились старшеклассники, на вид совсем еще подростки – мальчишки и девчонки. В колледж можно поступить сразу после 9 класса. На меня пахнуло полузабытым запахом учебного заведения – неуловимым, необъяснимым. А в 312 аудитории меня ждала Мира Евгеньевна.
Перед ней с повинной головой стоял студент-«должник», которого она и отчитывала звонким, поставленным голосом. «Ну, вот за что я тебе должна поставить «тройку», а? Иди!»
Подвижная, улыбчивая, но и строгая – сразу понятно, у такой не забалуешь. «Представляете, весь семестр пробегал где-то, а сейчас – «тройку» ему поставь. Елка у них сегодня, видите ли. До него еще один приходил. Я его на занятиях-то почти не видела. В костюме, в белой рубашке, в галстуке, с прической», – возмущается она.
Родилась она в 1936 году, но на 80 лет совершенно не выглядит. Десяток, а то и больше, лет можно спокойно сбросить. «Наверное, потому что постоянно с молодежью работает», – мелькает у меня мысль. Беседовать с ней легко и свободно. Негромко журчит, как ручей по перекатам, ее говор.
«В медицину не пустила мама»
…я закончила 17-ю женскую школу. Но после 8-го класса образование было платным. И я ушла на рабфак. Но вскоре его закрыли, и 10-й класс я окончила в школе №3. Мечтала поступить в Медицинский институт - в Иркутск. Но родители не хотели, они уже в годах были – папе было 53 года, когда я родилась. И мама… подговорила учителя физики, чтобы он «завалил» меня на экзаменах. Раньше ведь были выездные экзамены, «путевки», сдавали прямо здесь, никуда не уезжая. Ну, договорилась она, дело обычное. И меня «провалили». Делать нечего, пришлось подавать документы в тогда еще Пединститут, на физико-математический факультет – русский язык мне очень тяжело давался. Так получилось, что поступила я в институт, а закончила уже университет - ЯГУ. Мы были 2-м выпуском.
Медвежий угол и самолеты на цепях
…в 1958 году по распределению я попала в Чокурдах, вместе с подругой. Мы так и сказали: «Отправляйте куда угодно, только вместе». Чокурдах тогда был такой «медвежий угол» - летали прямые рейсы из Москвы, а из Якутска самолет был только один раз в месяц. Такая вот особенность. И отцу рассказали, что там такие сильные ветра, пурга и метели, что московские самолеты цепями приковывали, чтобы не унесло. Отец кричал и топал ногами: «Ты маленькая, худенькая, тебя снегом занесет – никто и не заметит!» Но мы, пусть и со скандалом, настояли на своем и уехали. И школьный коллектив был обалденный – со всего Советского Союза.
Обманчивая хрупкость «Войны» Евгеньевны
…я была действительно хрупкая и ростиком маленькая. А в классах сидели здоровенные лбы – второгодники-переростки. Вообще-то, настоящее мое отчество – Яноховна. Но оно было настолько необычным, не сразу запоминалось. И когда мы с братом узнали, что Янох – это то же самое, что и Евгений, быстренько «переименовались». Как раз это совпало с моей первой педагогической практикой.
10-11-е классы – это парни 19-20 лет. А я их гоняла, двойки ставила, на уступки не шла. Они меня и прозвали «Война» Евгеньевна. Мол, к ней бесполезно подкатывать, все равно двойку поставит.
Там я вышла замуж, родила сына, и через три года с 9-месячным малышом на руках вместе с семьей приехала обратно в Якутск.
«Приходят – и таблицу умножения не знают»
…в техникум я пришла в 1961 году. Еще в старое, деревянное здание на Октябрьской. А попала-то случайно. У меня соседка была, библиотекарь. Она мне и посоветовала. И я пришла на должность учителя математики. Тогда колледж назывался Якутский техникум связи. С тех пор нас раз пять переименовывали.
Много студентов «прошло» через мои руки. Ребята сюда разные приходят. И вот что я вам скажу: студенты сейчас совсем не те. Не поверите: у меня учатся внуки моих студентов! И вот что я скажу: не мы их воспитываем, они нас перевоспитывают. Домашние задания вообще не приучены делать – это так везде, видимо? Я сейчас, наверное, ворчать буду, но подготовка в школах ужасная. Ведь кто из районов сюда приезжает учиться? Те, кто не может сдать ЕГЭ. Все на калькуляторе, все в телефонах, некоторые даже таблицу умножения не знают! И ничего, люди из них вырастают, отличные специалисты! Часть, конечно, отсеивается, идет на отчисление. Но а уж кто остался…
После 9 класса – школьный курс. А потом подключаются спецпредметы. А как может быть физика без математики? «Программирование компьютерных систем», «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники», «Сети связи и системы коммутации», «Информационная безопасность автоматизированных систем», «Прикладная информатика» – сплошная математика! Куча лабораторных работ, расчеты… нас – да и вас! – учили по-другому. А их учат иначе. И я родителям советую, если есть возможность, нанимать репетитора.
И на 2 курсе им уже становится интересно, втягиваются. Был тут мальчик один, Алеша. Он ходил на подготовительные курсы – подтягивал математику. «Нулевая» у него была математика. И он поступил на «бюджет»! Твердый троечник был. Мало того, на 2 курсе у него уже куча четверок появилась – я нарадоваться на него не могла. А потом попал он к преподавателю Кондратьеву Михаилу Юрьевичу, кстати, нашему выпускнику. Взял дипломный проект у него. Начали разрабатывать. А тут – разнарядка, олимпиада. И с этой темой он уехал в Новосибирск – и занял там 2 место! Потом еще где-то участвовал, диплом защитил на «пять», и сейчас работает на хорошей должности. Мы его как-то приглашали на классный час. Он приходил и рассказывал нашей молодежи, как начинал и чего добился, что терпение, труд и желание могут помочь в жизни.
И таких историй много. Долго можно рассказывать. И множество энергетиков республики первые свои шаги сделали в стенах именно этого учебного заведения.
«Оставляю студентов достойной смене»
Нынче, 19 августа, исполнилось 55 лет, как я на бессменном посту. Все, устала. Пора и на покой. Хорошую смену мы воспитали: большинство преподавателей, больше 20 человек – сами выпускники нашего колледжа. Так что оставляю студентов достойной смене.