Насущные вопросы школьной жизни
- Работа классного руководителя нелегкая. Кроме преподавания, на его плечи ложится работа с документацией – рабочая воспитательная программа на целый учебный год, журнал фиксирования, план-сетка.
Главная задача – устроить жизнь ребенка в школе, сделать ее такой же комфортной, как дома. Классный руководитель отдает все силы учащимся. Одно из важнейших направлений его деятельности – воспитательная работа. Много внимания уделяется развитию личности ребенка, выявлению одаренных, талантливых детей. Обращаем внимание на личное ориентирование учащихся. Под руководством классрука класс принимает участие в школьных и городских мероприятиях. Но успешность работы зависит от готовности родителей сотрудничать, помогать.
От самого ребенка зависит его высокая подготовка, стремление к самостоятельной работе и мотивация. Сухомлинский сказал: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны». Так вот задача учителя – найти эти струны и умело на них сыграть.
УЧИТЕЛЬ ИДЕТ В ГОСТИ
- Раньше это было обязательным. Сейчас руководитель посещает семью лишь в тех случаях, когда в ней возникает трудная ситуация – опекаемый ребенок, малообеспеченная семья, семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, или если ребенок состоит на школьном или городском учете. На школьный учет ставят детей, пропускающих занятия по неуважительным причинам и неуспевающих. Классный руководитель работает над проблемой вместе со школьным психологом, а семьи посещает с соцпедагогом и представителями родкома.
Традиция вызова родителей в школу также остается. Ребенку вручают повестку под подпись родителей. Если они не приходят в школу длительное время, мы сами идем к ним.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Сегодня во всех школах для младшеклассников организованы кружки по направлениям. Пение, танцы, рисование, технические (лего). И этого достаточно, чтобы ребенок смог определиться с направлением. В дальнейшем родителям и ребенку будет проще выбрать кружки и секции, интересные ребенку, определиться с приоритетами. Если ребенок уже где-то чем-то занимается, на некоторые школьные кружки можно не ходить.
В целом ребенку достаточно заниматься на постоянной основе по двум направлениям или серьезно – одним видом. Не перегружайте ребенка секциями, в день достаточно одного дополнительного занятия. Постарайтесь не посещать кружки в выходные – младшекласснику нужны разгрузочные дни. Суббота и воскресенье – время для тесного общения со своей семьей.
Дополнительное образование обеспечивает ребенку широкий кругозор. А вот те дети, которые на кружки не ходят совсем, как правило, ленивы, и это отражается на учебе.
Если ребенок не хочет ходить на какой-то кружок в младших классах – не заставляйте его силой. Это нормально. Ребенок определяется с тем, что интересно именно ему, а не учителям и родителям.
ДЕТИ — ЗЕРКАЛО СЕМЬИ
Большую часть активного времени ребенок находится в школе. Поэтому родители хотят получить воспитанного, эрудированного, нравственно устойчивого, коммуникабельного и раскрытого ребенка.
Но ребенок — это зеркало семьи – воспитание закладывается дома. Школа должна раскрыть в ребенке то, что заложено в него в семье от папы, мамы, бабушки, дедушки – самые яркие черты.
В ШКОЛЕ — НЕ ТОЛЬКО УРОКИ
Дети всех школ в течение учебного процесса принимают участие во многих мероприятиях на уровне города и республики. В этом учебном году намечены мероприятия к 70-летию Победы, Год Культуры в России, Год Арктики в республике. В нашей, 23, школе будем готовиться к празднованию юбилея – 80-летию школы, а также к 20-летию хора мальчиков.
- Я не представляю себе хорошего классного руководителя без активного родительского комитета. Это единое целое. Родители – помощники, сподвижники, соратники. Если есть такая сплоченность – это лучший класс, и дети заинтересованы и в учебе, и в мероприятиях.
МОЛОДОЙ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Молодых классных руководителей с каждым годом становится все больше. Раньше им давали время попрактиковаться, поработать, познакомиться с классами. Сейчас могут давать руководство сразу, как только они пришли из института. Конечно, проводится обязательный инструктаж, все молодые педагоги находятся под патронажем опытных сотрудников.
Плюсы молодых педагогов и классных руководителей – они коммуникабельны и инициативны, имеют много хороших и свежих идей. Дети тянутся к молодым, они их любят. Очень хорошо принимают молодых пятиклассники.
Минусы – нет практики, которая требуется для ежедневной, сложной работы. Бывают сложности в разрешении конфликтов между детьми или с родителями. А конфликты как раз возникают в переходных периодах, от начальной школы к среднему звену и от среднего – к старшему. Поэтому классное руководство старшеклассникам поручается более опытным педагогам.
САМООБРАЗОВАНИЕ
В настоящее время образовательный процесс в школе направлен на самодобывание знаний. С этой целью в течение учебного года дети готовят множество презентаций, научно-практических конференций. Особенно в старших классах отношение к этому серьезное. Нередко в сложных заданиях чувствуется родительская рука, но увлекаться этим нельзя. Плюсы в подготовке самостоятельных презентаций в том, что ребенок сам достает литературу, изучает источники информации, и помогают в этом родители. Дети берут пример.
Если возможности семьи ограничены, подготовить презентацию можно в школьной библиотеке. Там есть Интернет, компьютеры в каждом кабинете. Библиотека полностью оснащена. Специалисты помогут ребенку. Иногда мы организовываем курсы по работе с презентациями, рефератами. И, как правило, младших детей этому учат старшие школьники.
ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ
Выявление мотивации к обучению, повышение мотивации, помощь в разрешении конфликтов, в том числе между детьми и родителями.
Работа психолога ведется по трем направлениям – учитель-родитель-ребенок. Родителям психолог помогает повысить психологическую компетенцию – как обращаться с ребенком, как взаимодействовать с ним и с учителем. В школах проходят родительские академии, где психологи рассказывают родителям, как воспитывать собственных детей, как поступать в тех или иных ситуациях, как помогать детям справиться с проблемами.
Педагогам оказывается консультационная помощь. Например, проблема: ребенок не занимается на уроках. У психологов имеются специальные методики выявления причин. И для «лечения» проблемы обязательно необходимо взаимодействие всех участников процесса.
Индивидуальная работа психолога с детьми обычно невидима. У старшеклассников – межличностные взаимоотношения, профориентация, у младших – проблемы с мотивацией и комплексами.
Иногда причины низкой мотивации кажутся взрослым нелепыми, но для детей это трагедия. Поэтому родителям от помощи психолога отказываться не стоит.
Сегодня школьный психолог - это обязательный участник образовательного процесса. Даже разрешать конфликты нужно профессионально – правильные доводы привести, не занимая ничью сторону.
ДЕНЬГИ ДЕТЯМ
Сколько давать ребенку денег на карманные расходы и нужно ли? – этим вопросом задаются практически все родители. И даже ответ «в пределах разумного» не устраивает их. Младшеклассникам деньги в школе особо не нужны – в классах стоят кулеры, в столовой кормят, проезд для них бесплатный. Но если родители считают, что ребенку нужно чуть больше свободы – хватит рублей 50.
Детям чуть постарше достаточно 100 рублей, на расходы в школьной столовой хватит.
Ребенка нужно учить распоряжаться деньгами, уметь рассчитывать, чтобы хватало на то, что ему необходимо.
Суммы, превышающие «разумные», давать не стоит, чтобы не возникало соблазна покупать энергетики, сигареты.
Умение ребенка распоряжаться деньгами во многом зависит от темперамента. Все люди разные. У одних – страсть к накопительству, у других – к тратам. Конечно, мотивацию нужно поддерживать, но переучить кардинально – практически невозможно.
Когда давать большие суммы? На неделю, на месяц? Нужно исходить из следующей «формулы». Маленькие дети не осознают последствий и не делают выводов. Дети в среднем подростковом возрасте 11–15 лет последствия осознают, но выводов не делают. Можно попробовать дать подростку, к примеру, 500 рублей с расчетом расходов на неделю, помочь составить план расходов и понаблюдать за его действиями. Если у подростка получилось, ему так комфортно – можно продолжить. Но под четким контролем, с отчетом над расходами.
Школьники старших классов – 10-11 — уже могут осознавать последствия и делать выводы. В этом возрасте можно попытаться доверить ребенку самому потратить сумму, предназначенную на необходимые вещи, к примеру.
Стоит сделать акцент на том, что доверить большие суммы можно лишь тому подростку, с кем установлены доверительные отношения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В начальной школе, в первом и во втором классах используется безотметочная система обучения, которая была разработана для уменьшения количества стрессов у ребенка. Оценка все равно существует, но это – самооценка. Справился ли я с заданием? Что нужно сделать, чтобы его решить верно? Ребенок учится оценивать себя и других. Система «линеечек и светофоров» как бы сравнивает ребенка с самим собой. Вчера он не мог сделать задание так, а сегодня – уже лучше.
Совет родителям младшеклассников: не зацикливаться на бальной системе оценок.
ДЕЛАТЬ ЛИ С ДЕТЬМИ УРОКИ
Безусловно, родители должны помогать ребенку, напоминать и направлять его действия, контролировать. Но если родители сядут делать уроки вместе с ним, они лишат его самостоятельности и рискуют делать уроки вплоть до 9 класса вместе. Школа поощряет самостоятельную работу. Даже если задание сложное, родители должны только научить ребенка найти ответ, но не выполнять работу за него, потому что «так быстрее, и всем пора спать». В крайнем случае, если ребенок не справится с самостоятельным заданием, учитель должен об этом знать, чтобы попытаться скорректировать. Но нужно понимать, что если ребенок не справляется с домашними заданиями, значит, у него проблемы или с воспитанием, или с восприятием, или с мотивацией, или со здоровьем. Понадобится помощь психолога или других специалистов.
РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ИДТИ В ШКОЛУ
Причины этому могут быть достаточно серьезными. Безусловно, с этой проблемой нужно обратиться к психологу. Частой причиной такого нежелания бывают сложные взаимоотношения со сверстниками, учителями, старшими детьми, комплексы ребенка.
Практически всегда психолог поможет выявить и устранить причину. Переходы в другую школу – это исключительные случаи.
Много проблем кроется в отношении родителей к собственным детям – принижают, не помогают формироваться личности. От этого возникают различные комплексы. Часто комплекс неполноценности прививают именно родители.
Когда начинаем общаться с родителями, выясняем какой стиль воспитания в семье – авторитарный, попустительский, либеральный, демократический. Много случаев, когда родители начинают тесно сотрудничать со школой, вырабатывают линию воспитания ребенка, и ребенок на глазах меняется.
НЕИЗВЕСТНЫЙ РЕБЕНОК
Дома ребенок может себя не проявлять, а в школе он ведет себя естественно, и мы, педагоги, можем еще много чего рассказать о нем родителям. А дома дети, как правило, идеальные. И это основная проблема конфликта между родителями и школой. Подростки защищаются, как могут. Сплошь и рядом переворачивание фактов, преувеличение. Поэтому родителям мы всегда советуем присматриваться, разговаривать с разными педагогами, когда начинаем спокойно разбираться, доходим до истины.
В конфликте виноваты оба – даже если соотношение 1 к 10. Самая большая ошибка родителей – они начинают его защищать при ребенке. Ребенок понимает свою безнаказанность, и, в конце концов, это вырастет в эгоизм, неуважение к собственным родителям. Ребенок теряет веру во взрослых.
Все-таки учителю следует доверять. Учителя – специалисты. У них, как правило, большой жизненный опыт.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В начальной школе, в первом и во втором классах используется безотметочная система обучения, которая была разработана для уменьшения количества стрессов у ребенка. Оценка все равно существует, но это – самооценка. Справился ли я с заданием? Что нужно сделать, чтобы его решить верно? Ребенок учится оценивать себя и других. Система «линеечек и светофоров» как бы сравнивает ребенка с самим собой. Вчера он не мог сделать задание так, а сегодня – уже лучше.
Совет родителям младшеклассников: не зацикливаться на бальной системе оценок.
РАСПОРЯДОК ДНЯ ШКОЛЬНИКА
После лета многим детям тяжело привыкнуть к режиму, поэтому родителям следовало позаботиться об этом заранее. Первые классы учатся с утра, в разных школах – по-разному, поэтому единый распорядок дня для всех не составишь, но можно руководствоваться едиными принципами:
Ребенок должен прийти в школу за 15-20 минут до начала первого урока. Это время нужно для того, чтобы можно было спокойно раздеться, переодеться, достать школьные принадлежности, поздороваться с ребятами и учителем. Опоздание – это очень некрасиво. Нередки случаи, что опоздавшие родители заводят ребенка в класс уже во время урока, начинают шелестеть пуховиками, пакетами, греметь пеналами. От этого страдают прежде всего все остальные дети, которые приготовились слушать учителя. Они потеряют нить урока.
Просыпаться следует примерно за час до выхода из дома. Ребенок должен в спокойной, а не нервной обстановке умыться, сделать зарядку, позавтракать, одеться, проверить портфель, ничего не забыть и не опоздать. Сонные дети обычно медлительны, и утро, начавшееся со скандала и попреков, не предвещает хорошего дня и отличного настроения.
Завтракать дома обязательно. Так как младшеклассников кормят после второго урока, ребенок все время будет думать о еде и отвлекаться.
После уроков ребенок должен пойти домой, пообедать, переодеться. Первоклассникам после раннего старта и утомительной половины дня желательно немного поспать, если он привык.
В первом классе лучше не записывать в кружки и секции допобразования – их достаточно при школе. Для ребенка это будет излишняя нагрузка. Но если он уже где-то занимается, нужно распределить нагрузку так, чтобы ребенок после школы успевал прийти домой пообедать и переодеться, не ходить в школьной форме везде, оставить портфель или разгрузить его. Ребенку нужен хотя бы небольшой отдых.
Уроков в первом классе не задают, есть только творческие задания, которые нужно исполнять в игровой форме – порисовать, сочинить сказку. Можно повторить пройденное, пусть ребенок расскажет сам, о чем были уроки в этот день. Эти задания нужно выполнять после отдыха – не раньше 16-17 часов дня или дождавшись родителей с работы. Даже если уроков не задают, родителям нужно самостоятельно позаниматься с ребенком, подтянуть какие-то навыки, с которыми ребенок справляется слабо. Достаточно не более получаса в день.
Для ужина и отхода ко сну у семьи должен действовать постоянный режим.
Для детей, которые учатся со второй смены – 2,3 классы, распорядок такой же: готовиться к походу в школу за час до выхода, пообедать, одеться. Приходить в класс пораньше. Заниматься и делать уроки лучше с утра. Но чаще всего контролировать уроки ребенка родители могут после работы. Дайте ребенку, пришедшему со школы, отдохнуть. Занимайтесь в 19-20 часов. До отхода ко сну ребенок должен еще успеть отдохнуть, развеяться.
О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
К сожалению, не все современные дети самостоятельны. К первому классу они должны уметь сами себя обслуживать – переодеваться на физкультуру, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Если ваш ребенок испытывает с этим трудности, постарайтесь приобретать ему такую одежду, с которой он легко справится – обувь на липучках, одежду на кнопках.
Без тотального контроля родителей они могут забыть покушать, не могут нормально сами собрать портфель, соблюдать свой режим дня.
Новый учебный год – это отличный повод ребенку подняться еще выше хотя бы на одну ступеньку самостоятельности. Родители должны понимать, что продолжая обращаться с ребенком как с пятилетним малышом, они рискуют получить к среднему звену пятилетнего малыша.
Ребенка нужно постоянно водить по городу, знакомить с соседними улицами, автобусными маршрутами, остановками. Учить перемещаться в своем районе самостоятельно. Перестаньте постоянно звонить и диктовать каждое движение – пришел? Разденься! Подогрей обед. Ты покушал? Играй. И так далее. Необходимо ребенка научить самостоятельно соблюдать режим дня, ничего не забывая, и принимать бытовые решения самому.
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
Родительские собрания проводятся четыре раза в год. В первом классе - чаще. Ежемесячно в школах проходят «родительские университеты» - встречи с психологами, педагогами, логопедами.
Если сам родитель никак не может подойти на собрание, вместо себя можно отправить того, кто сможет передать информацию. Или узнать подробности собрания позже, у других родителей.
Сейчас на общих родительских собраниях не разбирают поведение или успехи отдельных детей. Для этого существуют индивидуальные консультации.