Не умеешь улыбаться — в торговлю не иди!
О становлении торговли в Якутске
Город Якутск со времени своего основания являлся крупным торговым центром для всего обширного края. Торгово-промышленные интересы привлекали сюда русских людей, именно они положили начало Якутску – главной торговой базе Ленского края. Русские привозили в край различные железные и оловянные изделия, разноцветный бисер («одекуй»), грубую ткань – «крашенину», прядево и проч. Туземец же давал за всё это соболей, лисиц, белок и прочую «мягкую рухлядь». Характер торговли был крайне прост и примитивен. Существовала простая мена. На известном расстоянии клали: якут – соболей, лисиц, белок, а казак – железные поделки или какие-нибудь привлекательные вещи (бисер). При «пантомимном» объяснении в завершении сделки казак поддевал на копье пушнину, а якут брал вещи. Такой способ торгового обмена, конечно, существовал недолго, и он более всего практиковался в глуши, на окраинах. В самом же Якутске, центре торговли, конечно, установились иные способы.
В XVII столетии в Якутске установился торг с окрестными якутами, которые привозили «на базар» зайцев, зверей и птиц. У них же жители острога покупали сено и «скотину». Скот приобретала и казна для содержания аманатов. Помимо этого, в Якутск с самого начала, особенно с учреждением воеводства, стали доставлять «казенные припасы»: хлеб, крупу, вино, порох, свинец, церковные требы на «жалованье» служилому элементу края. Вначале «хлебные припасы» доставлялись из поморских городов, затем из Западной Сибири, позднее – с верховьев Лены, когда там стало развиваться хлебопашество. Всё это шло по Лене на лодках, барках и «дощаниках». Соль доставлялась в Якутск из Усть-Кута. Все эти припасы разгружались в городе и складывались на берегу в «соляных и хлебных» амбарах. Здесь нельзя не упомянуть ещё об одном печальном торге в Якутске – торговле людьми. Торговля рабами была прочно развита в Восточной Сибири. Для северо-восточных областей Сибири пунктом торговли рабами был Якутск, на рынок которого свозились рабы из Охотска, Камчатки, Анадыря, Гижиги, Зашиверска и колымских зимовий. По словам исследователя, «иногда сюда возили такое множество рабов, что большинство их принуждены были, за ненадобностью, отпускать на волю».
Торговля в Якутске в XVIII столетии значительно развивалась, и Якутск приобрел известность на внутреннем рынке.
В 1768 г. была учреждена в Якутске ярмарка. С тех пор и до самого последнего времени ярмарки здесь имели огромное значение. На ярмарку в Якутск доставлялись из разных мест Европейской России и Сибири всевозможные товары на годичные запасы для всего края. Сюда же свозились со всех концов Якутии, а также Камчатки и Охотска продукты местного производства: пушнина, мамонтовая и моржовая кость, кожи, масло и т. д. Якутские ярмарочные цены были регулирующими для всего края. Достаточный завоз – и край считался обеспеченным всем необходимым на целый год. Ярмарки стали жизненным нервом, они имели не только городское, но и краевое значение.
В XIX столетии подвоз хлеба значительно сократился в результате развития хлебопашества среди якутов. Значительно распространенным продуктом питания среди всех слоев населения Якутии был чай. Он приобретался иркутскими купцами и комиссионерами якутских купцов в Кяхте и доставлялся в Якутск. Чай был различных сортов, и в быту якутских покупателей были известные сорта под названиями «квадратный фамильный», «фамильный сансинский», «насыпной сансинский», «торговые» - 1, 2 и 3 сортов, а также «кирпичный». Большим распространением в Якутии пользовался табак, особенно в быту туземного населения. Преимущественно в ходу был так называемый «московский» табак (листовый), который ещё называли «черкасский» и «чукотский».
В начале 90-х годов XIX века значение Якутской ярмарки как единственной возможности годичного снабжения горожан всем необходимым падает. С развитием пароходства и созданием в Якутске крупных торговых фирм все товаропродукты поступают независимо от летних ярмарок и последние для города стали только «традицией прошлого». Якутские купцы, закупая товары на ярмарках, а частью сами доставляя их из торговых центров Сибири и Европейской России, производили торг в своих лавках, в помещениях гостиного двора по ценам выше ярмарочных.
По данным 1838 г., в Якутске торговых лавок насчитывалось 74 и балаганов - 27. Из числа первых 44 лавки были специально хлебные, а в 1860 г. лавок считалось: каменных - 72 (включая гостиный двор) и деревянных - 762. В 1915 г. в Якутске насчитывалось 276 торговых и промышленных предприятий разных разрядов.
В наши дни здание Соляной лавки отреставрировано и находится на территории исторического музейного комплекса «Старый город».
Якутск – крупнейший центр торговли
Сегодня торговля – это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики города Якутска, обеспечивающих заметную часть налоговых поступлений местного бюджета. Якутск – крупнейший центр торговли и бизнеса в Якутии, предпринимательство составляет основу экономики города. Около 60% трудоспособных горожан, а также большое количество мигрантов из районов республики и других стран (Средней Азии, Кавказа, КНР) заняты в сфере торговли и услуг. В столице работают несколько рынков, торговые центры, оптово-розничные склады, множество магазинов.
Трудовые коллективы, занятые в сфере торговли, ежедневно решают важные задачи по обеспечению населения продовольственными и промышленными товарами, совершенствуя качество своих услуг. Отрадно, что предприятия торговли, предприниматели столицы активно участвуют во всех мероприятиях столицы. По итогам прошлого года более 200 столичных магазинов приняли участие в акции «Социальная полка», многие выступили спонсорами мероприятий, посвященных 70-летию Великой Победы, чествованию ветеранов войны и тыла, приняли активное участие в пополнении городского фонда «Победа».
Во многом от профессионализма работников торговли зависит и настроение покупателей. Вежливое обращение, улыбка, добрый взгляд – именно этого ждут от работников торговой сферы. Работа здесь требует не только высокой квалификации, ответственности и внимательности, но и навыков коммуникации. И главная ценность отрасли – это работники. Профессионалы, которые в условиях острой конкуренции стремятся сделать отрасль высокотехнологичной, отвечающей всем запросам самых требовательных потребителей. И путь таких профессионалов в нашей торговле становится как можно больше.