От «Романовки» до наших дней
Следы политссыльных в Якутии
Не зря до революции Якутию называли «тюрьма без решеток» - отсюда практически невозможно было сбежать. Ни летом, ни тем более зимой. Правда, в феврале 1902 года из Олекминска совершила побег М. Эссен, осужденная к ссылке на 5 лет. Побег был совершен в санях с двойным дном. В итоге неутомимая революционерка добралась до Женевы. Но это, повторим, единичный случай побега из якутской ссылки.
Как правило, в городе Якутске оставаться имела возможность лишь малая часть политических ссыльных. В городе они работали врачами, учителями, адвокатами. Тогдашний жестокий царский режим был весьма либерален к политссыльным, и они имели весьма вольные условия содержания. И даже могли заниматься бизнесом. К примеру, Василий Приютов открыл фотографический салон, а затем и вовсе организовал первый в Якутске кинотеатр.
Тем не менее политссыльные не отказывались от своих убеждений и время от времени проявляли их. В том числе и вооруженным способом. Наиболее известные из них – «Монастыревское дело» и «Романовка».
«Терять нечего, кроме своих цепей…»
Следующее вооруженное восстание политссыльных в г. Якутске вошло в историю под названием «Романовка». Кстати, как и «Монастыревка», это восстание тоже произошло в доме якутского купца, и по имени которого назвали событие.
Свой большой двухэтажный дом купец Федор Романов сдавал в аренду. Часто в доме проживали политссыльные, поэтому он был своего рода центром проведения подпольных политических встреч. В общем, к февралю 1904 года ссыльные созрели для того, чтобы выступить против существующего режима, поддержать своих братьев, ссыльных.
Вооружившись и забаррикадировавшись, 56 политссыльных выдвинули свои требования к якутскому губернатору В. Булатову:
- немедленно отправить всех ссыльных, окончивших срок, на родину за казенный счет;
- отменить распоряжение о запрещении отлучек с места причисления;
- разрешить свидания с товарищами в пути к месту ссылки.
18 дней «романовцы» сидели в осаде. Все это время над домом развивался красный флаг. Наконец, полицейские, солдаты и казаки открыли огонь.
Итог вооруженного выступления:
- 1 политссыльный убит, 3 ранены;
- 2 солдата убиты.
- 55 «романовцев», в том числе 7 женщин были осуждены к 12 годам каторжных работ и сосланы в нерчинские тюрьмы. После манифеста 17 октября 1905 все «романовцы» были освобождены.
- В стенах дома до сих пор можно заметить следы от пуль;
- Именами «романовцев» - Курнатовского, Бабушкина и Костюшко названы улицы Якутска;
- Пес по кличке «Иголкин» носил письма повстанцев. Так они держали связь с товарищами на воле;
- В годы ссылки в доме купца Романова проживал Емельян Ярославский. В доме проходили подпольные встречи, читали нелегальную литературу;
- В советское время улицу, на которой стоит дом Романова, назвали именем Ем. Ярославского;
- Кстати, именно Ярославский в 1924 году предложил создать выставку о якутской ссылке.
- До 1950-х годов в «Романовке» проживали потомки политссыльных.
«Романовка» в наши дни
В 1951 году в бывшем доме купца Романова открылся музей «Большевики в якутской ссылке». Экспозиция музея знакомила посетителей с жизнью и революционной деятельностью большевиков. В 1959 году он стал филиалом Краеведческого музея им. Е. Ярославского, примерно тогда же его переименовали в дом-музей «Якутская ссылка».
В этом году дом-музей отметил свое 65-летие. Недавно, 14 декабря, в доме-музее собрались коллеги из улусных музеев, видные историки и краеведы, работники культуры и образования.
Что примечательно, мероприятие открыли дети, школьники. Они показали историческую реконструкцию «Доставление В. Приютова в Якутск», а именно встречу с купцом Ф, Романовым, владельцем дома. Девочки и мальчики были одеты в костюмы тех лет, нашли даже шинель и фуражку. Кружок по истории в школе №23 курирует заведующая домом-музеем ссылки Наталья ГОГОЛЕВА. После своего назначения она начала активно вести работу, в том числе и с подрастающим поколением. Об этом отметил директор Краеведческого музея Егор ШИШИГИН: «С ее назначением музей обрел второе дыхание».
Одной из первых заведующих музеем о якутской ссылке была Аида Николаевна АЛЕКСЕЕВА. Ей сейчас 88 лет, но она до сих пор находится в гуще событий, участвует в мероприятиях, делится своими воспоминания.
«Когда я работала в музее, то материалы добывались очень трудно. Кое-что присылали из городов Сибири, но главными в нашей работе были переписки. В то время еще были живы сами политссыльные, их дети, поэтому были важны их воспоминания.
В советское время в доме-музее принимали в пионеры, в комсомол».
И в наши дни исторический дом купца Романова, дом-музей «Якутская ссылка» привлекает к себе внимание. Его посещают приезжие туристы и гости, историков и краеведов он привлекает своей сохранностью, самобытностью.
А дети, участвовавшие в исторической реконструкции, уже осознают свою причастность к событиям тех далеких лет, которые происходили в городе Якутске.
«Монастыревское дело», 1889 год.
33 политссыльных собрались в доме Монастырева на Большой улице (ныне пр. Ленина). Их должны были отправить в ссылку в Вилюйский, Верхоянский и Колымский округа. Ссыльные должны были самостоятельно прибыть к зданию тюрьмы, чтобы уже оттуда отправиться в далекий путь из Якутска. Но, не желая идти на поводу у властей, а также выступая против ужесточения условий, ссыльные отказались. Тогда к дому Монастырева явились сам полицейский начальник Олесов с подчиненными. Придя в дом, он приказал ссыльным собираться. Внезапно раздались выстрелы (у ссыльных оказалось оружие). Полицейские открыли стрельбу в толпу, а затем начали колоть штыками.
В итоге 6 человек были убиты.
После суда 3 ссыльных повесили, причем одного тяжелораненого повесили прямо из постели. Остальным участникам протеста ужесточили и продлили сроки ссылки.
Дом Монастырева сейчас можно увидеть на территории Краеведческого музея.
Казненных ссыльных похоронила местная еврейская община на своем кладбище.