Первым делом для них были самолеты
О первых летчицах Якутии – очередной материал в рубрике «История».
Они были первыми
Конечно, Вера Захарова не была первой девушкой-летчицей в ЯАССР, она была одной из первых. И до нее якутянки занимались в планерной станции – Анна Ременникова, Татьяна Кривогорницына. Ременникова была в первом наборе и в первом выпуске планерной станции г. Якутска, далее она была направлена на учебу в Ульяновскую школу Осоавиахима с группой якутских курсантов. Или вот еще одна из первых летчиц-якутянок. В 1937 году, когда Вера Захарова только начинала учиться в Якутском аэроклубе, Татьяна Кривогорницына уже была курсанткой школы морских летчиков Полярной авиации ГУ Севморпути, училась на авиатехника, потом ее перевели на отделение пилотов.
Уроженка Мегино-Кангаласского района была направлена на учебу в Москву, одновременно с учебой она работала на заводе, в 22 года получив специальность слесаря-монтажника. Уже из Москвы Т. Кривогорницыну направили в летную школу полярных летчиков.
Вот что писала в 1938 году «Социалистическая Якутия» о Т. Кривогорницыной в статье «Первые полярные летчики»: «Веселая, смуглая девушка из далекой Якутии Таня Кривогорницына учится на штурмана-радиста. В Якутске училась в аэроклубе без отрыва от производства. В день пятнадцатилетия ЯАССР ЦИК ЯАССР наградил ее почетной грамотой как первую девушку-парашютистку».
Дальнейшая ее судьба неизвестна. Скорее всего, она закончила учебу в авиашколе, некоторое время летала в мирное время, но грянула война, и после небольшой переподготовки ее направили на фронт.
По неустановленным данным, Т. Кривогорницына погибла во время воздушных боев над Курской дугой летом 1943 года.
В 1939 году в номере от 18 августа газета «Социалистическая Якутия» опубликовала письмо учлета (ученика-летчика) Якутского аэроклуба Веры Захаровой «Моя мечта сбылась».
«…В 1929 году я впервые увидела самолет, он пролетел над нашим селом. Места были глухие, мало кто верил, что в самолете были люди. Потом самолеты стали прилетать все чаще. Летом 1931 года около нашего села неожиданно приземлился небольшой гидроплан. Все сбежались смотреть невиданную машину. До поздней ночи мы, ребятишки, жадно рассматривали чудесную птицу, на которой летают люди. С тех пор я тайно мечтала стать летчицей».
Такими незабываемыми были первые впечатления юной Веры Захаровой от увиденных самолетов.
«В 1937 году в Якутске открылся аэроклуб. Комсомольская организация послала меня на учебу. Первые дни были необычными, но потом свыклась.
– Когда я в первый раз ведомой полетела на боевое задание, – вспоминает Вера Кирилловна, – ласково светило солнце, на небе ни облачка. И вдруг слышу раскаты грома, это при чистом-то небе! Назад не оглядывалась, потому что было приказано следовать за ведущим. Мы ныряли вниз, ближе к складкам на местности, несколько раз садились на фронтовые аэродромы. К нашим самолетам подскакивали солдаты, накидывали на них маскировочные сетки, прятали. Когда вернулись домой, командир сказал: если бы ты обернулась, то все, пропала. Нас же мессеры гоняли! Оказывается, это был не гром, а разрывы снарядов.
В сентябре 1935 года в г. Якутске открылась планерная станция. Ранее был объявлен набор, и в ходе него были набраны учлеты-планеристы.
В первой набранной группе занимались В. Кузьмин, Г. Табунанов, И. Захаров, А. Ременникова, Е. Быковский, А. Ланцов, Д. Деев, И. Бельчук, И. Севастьянов, И. Простаков, В. Скрыбыкин.
Занятия с учлетами-планеристами проводили старший преподаватель Якутского пединститута Ю. Г. Шафер и Л. Е. Шевченко, инструктор-планерист из Ленинграда.
Две фамилии из этого списка станут известными позже.
В. Кузьмин – легендарный Валерий Ильич Кузьмин, участник перегонки военных самолетов по трассе «АЛСИБ» из США в СССР, будущий Герой Социалистического труда, командир Якутского объединенного авиаотряда Якутского управления гражданской авиации.
Кузьмина в планерной школе инструктировал ни кто иной, как Юрий Георгиевич Шафер – будущий ученый, директор Института космофизических исследований и аэрономии СО АН СССР.
В этой же группе планерной школы учился старший брат Веры Захаровой – Иннокентий Захаров. Именно под его влиянием В. Захарова стала летчицей, осуществила свою мечту.
Инструктор-планерист из Ленинграда Л. Шевченко – отец будущего министра здравоохранения РФ Ю. Шевченко. В его биографии указано, что он родился в 1947 году в г. Якутске, в семье военнослужащего.
Вот такие перипетии человеческих судеб.
В 1936 году эта группа выпускников планерной школы была направлена на обучение в Ульяновскую объединенную школу пилотов и авиатехников Осоавиахима. Еще одна группа якутян уже заканчивала обучение в Оренбурге.
А в феврале 1937 года в г. Якутске открылся аэроклуб. Для изучения материальной части и выполнения учебных полетов аэроклубу выделили два самолета «У-2» и запасной мотор «М-11». Именно сюда поступила Вера Захарова, будущая военная летчица.
Май 1936 г. Из заметки «Полеты над Якутией» в газете «Социалистическая Якутия»:
«С 12 мая Исполкомовская авиация при СНК ЯАССР организует ежедневные полеты над городом Якутском. Каждый желающий сможет не только испытать прекрасные чувства полета в закрытом спортивном самолете «АИР-6», который уже известен всему Союзу, как отличная машина, но и осмотреть с воздуха Якутск и его окрестности.
Стоимость полета за 6 минут – 15 рублей, за 10 минут – 30 рублей. Скорость полета самолета «АИР-6» - 140-150 км/час.
Билеты на полет продаются свободно в СНК (Совете народных комиссаров) ЯАССР».
Для справки: по статданным, среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве РСФСР в 1936 году составляла 140 рублей; белый хлеб стоил 1,2 руб., мясо говядина – от 5 до 9 руб. за кг.