Почему дети боятся экспериментальных дисциплин?
По информации главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, в 2016 году ЕГЭ по физике сдал каждый третий выпускник, что больше прошлого результата на 21 тысячу человек. Средний же балл по стране равен примерно 51, но в республике показатели всегда были ниже на два балла, говорит заведующая кафедрой методики преподавания физики Физико-технического института СВФУ Наталия Соловьева. Но в этом году ситуация стала хуже.
«С 2001 года я была председателем государственной аттестационной комиссии ЕГЭ по физике. В этом году у нас по республике в среднем 44,3 балла по физике, тогда как по России все тот же 51 балл. Почему? Потому что ребята стали меньше выбирать физику, также многие после девятого класса просто идут в СПО», – рассказывает преподаватель – Поэтому в рамках эксперимента вступительными экзаменами мы выбрали математику, русский язык и обществознание. С одной стороны, чтобы выпускники были более подкованными, а с другой – чтобы набрать нужное количество абитуриентов».
По ее мнению, у школьников имеются проблемы с математическим мышлением: формулу знают, а задачу решить не могут. Отсюда вытекает и другой ряд проблем. За неимением хорошей математической базы ребята как раз и считают физику сложным предметом; во-вторых, их просто натаскивают к экзаменам, потому они не понимают логику в предмете и действуют автоматически.
«Нужно в программе поднять преподавание физики хотя бы на два часа», – считает заведующая кафедрой.
Отсутствие экспериментов
Уже давно общеобразовательные учреждения должны перейти на так называемое профильное образование, которое полноценно осуществляется только в учебных заведениях Якутска и некоторых центральных селах районов. В остальных поселениях профилизацию провести представляется сложным, потому дети остаются ни с чем. В случае с химией у них в неделю всего два часа, например, тогда как в профильных классах на изучение предмета дается 6-8 часов в неделю.
Отсутствие экспериментов ведет к тому, что дети не могут связать теорию с практикой. «Поэтому знания ребенок может получить, только если он целенаправлен, – говорит доцент кафедры методики преподавания биологии, химии и географии Института естественных наук СВФУ Наталья Нахова. – Бывает, что дети приезжают к нам с Намского улуса ради дополнительных занятий. Но республика большая, потому доступ к таким услугам имеет только население Центральной Якутии».
Химия – наука экспериментальная, но в школах очень мало проводят химические эксперименты. Во-первых, потому что подводит техническое оснащение. Во-вторых, от учителей проведение экспериментов и не требуется, к тому же они и так не успевают их провести в рамках заданной программы. Все это привело к тем же результатам, что и с физикой – дети не могут связать теорию с практикой.
«Плюс к этому содержание предмета из года в год становится все сложнее и сложнее, – рассказывает педагог. – Наука ведь не стоит на месте. Если сравнить то, что нам преподавали в советское время, и сегодняшнее, то это абсолютно разные уровни: появилось больше реакций, тем и новых понятий».
Нужно готовить с детства
Как правило, в старших классах интерес к физике и химии иссякает, сетуют преподаватели. Особенно у мальчиков, так как начинается их гормональное развитие, потому они попросту становятся необучаемыми, и это происходит не по их воле. Чтобы они имели хорошие знания о предмете в старших классах, основы необходимо заложить именно в 8 классе. «У нас в основном берутся обучать только в профильных классах, когда они уже ничего не воспринимают», – отмечает Наталья Нахова.
Но основная проблема заключается в самой системе образования в целом, ведь в ней все взаимосвязано – одно вытекает из другого. «Проблемы не только у физики и химии, думаете, в математике нет болевых точек? – сокрушается Наталия Соловьева. – Половина республики завалила ОГЭ, это ведь ужасно. Значит, вся система работает неправильно. Ребят не надо натаскивать по одним лишь заданиям экзаменов, необходимо подтягивать всю теоретическую и практическую часть».
Специалисты отмечают, что в образовании, особенно в сельских школах самое главное – это хороший учитель. Например, дети очень хорошо все понимают, если задания связывать с жизненными ситуациями. Учителям сегодня приходится быть изобретательнее и находчивее, особенно в плохо работающей системе.