Реально ли для колясочника собственное авто?
Как работает социальное такси?
Существует долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка и содействие занятости населения г. Якутска на 2013-2017 годы». В рамках этой программы проводятся мероприятия, направленные на повышение доступности транспортных услуг людям с инвалидностью. Звучит достойно. Но как на самом деле это работает?
В Якутске – впрочем, как и в других городах России - существует социальное такси. Но против десятков и даже сотен машин в крупных мегаполисах – всего-то две-три машины, которые были закуплены еще в начале 2000-х, рассказывает Алексей Бобылев, председатель Общественной организации инвалидов города Якутска «Феникс». Служба прикреплена к Центру социального обслуживания и предоставляет услугу специального транспортного обслуживания как дополнительную меру социальной поддержки отдельным категориям граждан. Но, к сожалению, воспользоваться этой услугой могут не все. Машины не оснащены местом для инвалидной коляски и всем необходимым для перевозки человека с ограниченными возможностями. Да и срок эксплуатации – сами понимаете…
В основном этой службой пользуются диализники, а инвалиды-колясочники остаются в стороне. Потому что, во-первых, существует необходимость обучения водителей правилам поведения с людьми, физические возможности которых ограничены: по хорошему, они должны оказывать помощь инвалидам при посадке и высадке из авто. Помочь спуститься человеку, к примеру, с 7 этажа и подняться обратно. Машина должна быть оснащена подъемниками, мини-пандусами, поворотными сидениями... Но эта картина – в идеале. А то, что наблюдается на сегодняшний момент, далеко от идеала. Иными словами, воспользоваться услугой социального такси человеку-колясочнику проблематично.
Нужно искать альтернативу
Алексей Бобылев уже давно озаботился этой проблемой. Иначе говоря, еще с 2000-го года, когда начали «пробивать» идею создания социального такси. На сегодня нагрузка на такси колоссальная: согласитесь, даже наш небольшой город несколько машин не могут обеспечить всю потребность в них. Взять хотя бы режим работы – до пяти вечера.
- А ведь многие из этих людей ведут или хотят вести активный образ жизни: плавать в бассейне, посещать спортзал, культурные мероприятия. Всего этого в своей массе они лишены: не у всех родственников есть собственные автомобили, да и не каждый захочет возиться с человеком в коляске. Поэтому мы уже давно начали говорить о необходимости службы сопровождения, в которую могут войти волонтеры. И на сегодняшний день такие люди-добровольцы есть! А в этом году мы предприняли ряд шагов, чтобы разгрузить социальное такси.
Поможет ли «Народный бюджет»?
В этом году «Феникс» подал заявку на «Народный бюджет». Просят они немного, но это может реально помочь в перевозке колясочников: нужна помощь муниципалитета в приобретении так называемого «ступенькохода» - мобильного подъемного устройства для преодоления инвалидами - с помощью сопровождающего - лестничных маршей. В нашем городе, где не везде есть пандусы, это был бы реальный выход из положения. «Для нас это неподъемная сумма – порядка 200-300 тысяч рублей за одно устройство», - сетует Алексей Бобылев. Но если взглянуть под другим углом – в свете стоимости фитостены или бриллиантового сэргэ – не так уж и много. А общественная, да и просто человеческая польза – на несколько порядков выше.
Службы такси пошли навстречу
На сегодня заключены договоры с 4 службами такси – как городскими, так и пригородными. - На нас вышли улусные такси – уже достигнута договоренность с олекминским такси, и ведутся переговоры с чурапчинским, чтобы колясочники по льготному тарифу могли приезжать на лечение в Якутск и уезжать домой. Скидку мы компенсируем ГСМ. Заключены договоры с ЯГО ВОИ, обществом «Движение без барьеров», клубом родителей детей с инвалидностью. Надеемся, что таким образом социальному такси будет легче.
За волонтерами – будущее
В этом Алексей Бобылев уверен абсолютно, причем он считает, что нужно смотреть далеко в будущее. И чтобы волонтеры эти были из числа, к примеру, студентов – будущих медиков и инженеров.
- Это же не просто обыкновенная мысль. Волонтером, в принципе, может быть любой неравнодушный человек. Но вот смотрите: студент окончит училище или вуз, но будет уже понимать проблемы людей с инвалидностью, потому что столкнулся с ними в реальной жизни, на практике познал. Мы сейчас говорим о спинальниках – людях, лишенных возможности передвигаться самостоятельно. У медиков уже будет представление, какие реабилитационные меры нужно предпринять, чтобы облегчить жизнь колясочников, а инженеры будут понимать и видеть, каким образом ввести новаторские идеи, чтобы сделать открытым доступ и к жилью, и в жилых помещениях. А вдруг среди нынешних волонтеров – будущие гении инженерной и медицинской мысли?
А реальна ли мечта?
Есть у Алексея Бобылева еще две мечты, кроме ступенькохода.
- У нас есть добровольные помощники – водители с собственными автомобилями «Таун Хайс». Но они опять-таки не оборудованы под нужды колясочников. А чтобы их переделать, нужно вложиться – на подъемники, крепления… . На каждую машину порядка полумиллиона рублей. Поэтому эта мечта так и остается мечтой.
Афанасий Лаптев, общество «Движение без барьеров»:
- Я больше склоняюсь к мысли, что более существенное – организовать реальную службу перевозки при «Фениксе». Допустим, чтобы мэрия взяла на баланс эти же два автомобиля, на зарплату, все, как положено – чтобы не получилось так, что сегодня я свободен – помогу, а следующую неделю занят – не смогу… И потом, если все вдруг захотят ездить в кино и театр – никаких карточек с компенсацией ГСМ не хватит. Вот мы, к примеру, ездим по улусам, проводим семинары – да, это нужное дело. А съездить в кино или театр - можно и из своего кармана заплатить.
Другая идея более глобальна
- По закону людям с ограниченной мобильностью в передвижении положен участок земли в радиусе 400 метров от дома. Но в условиях города это нереально. И мы решили выйти с другим предложением, и есть уже порядка 20 человек, готовых поддержать этот проект. Суть в том, чтобы объединить эти участки и получить один большой в черте города. Назрела необходимость создания гаражного кооператива со своей станцией техобслуживания. Сейчас я объясню почему. Многие, наверное, видели в городе машины со знаком «коляска». Их немного – просто по одной простой причине, что довольно сложно не централизованно переоборудовать обычную машину под ручное управление. Люди на свой страх и риск обращаются к «народным умельцам». А если бы был такой центр обслуживания с возможностью модернизации автомобиля – и решение проблемы с разгрузкой социального такси стало бы более реальным. Плюс – организация рабочих мест и создание собственной службы сопровождения. И сюда потянулись бы и люди с улусов. Чем не глобальный проект?
У нас уже есть актив – люди с активной жизненной позицией, у кого есть собственный автотранспорт, либо их родственники – те, кто готов вложить часть собственных средств на реализацию этого нужного дела. На сегодня основная наша проблема и головная боль – это утрясти всяческие правовые вопросы и выбор участка.
Алексей Бобылев выражает огромную благодарность за поддержку руководителю Управления социальной защиты населения г. Якутска Семену Матвееву и заместителю главы города Якутска Евдокии Евсиковой.
Ежегодно в Якутске в конце года проходит Декада инвалидов. Проходят различные мероприятия, концерты, «круглые столы», дни открытых дверей, встречи и чествования. Отмечается помощь работодателей, коллективов художественной самодеятельности и частных лиц, добровольных помощников за их неоценимый вклад в развитие благотворительности и поддержка для ветеранов и инвалидов. Может, стоит прислушаться и к таким предложениям?
В тему
В свете всех обещаний усложнение порядка предоставления услуг социального такси, которое для жителей городов стало единственной возможностью добираться до работы и учебы, выглядит очень странно. Если инвалиды не смогут передвигаться по городу, они не смогут получить все выгоды, предоставляемые правительством. Представители сообщества людей с ограниченными возможностями подчеркнули, что без услуг такси усилия всех тех, кто пытается вести нормальную жизнь, несмотря на физические недостатки, возраст и состояние здоровья, сойдут на нет.