Рождение гидры: История наркомании в России
Эхо войны
Еще в начале ХХ века доктор Зандер писала о резком увеличении количества наркоманов не только среди взрослого населения, но и в юношеском, почти детском возрасте: «В прежнее время наркомания была легальным уделом имущих классов, интеллигенции, теперь же громадное большинство больных - из малокультурного слоя, подростки, главным образом, дети, спекулирующие на Сухаревке и на улицах». Считается, что огромное влияние на распространение наркотиков оказала Первая мировая война, вызвав первую огромную вспышку наркомании в стране. Множество раненых пытались лечить в ускоренных темпах, из-за чего страдало и качество лечения: дозировки и частота обезболивающих не соблюдались правильно. После Первой мировой войны осталось множество ветеранов-наркоманов. Бывший красногвардейский комиссар Сергей Перестюк, раненный в 1918 году и занимавший скромную должность на железной дороге, в 1927 году в письме Сталину так описывал печальную историю своей жизни:
«Я в бою с гайдамацко-немецкими войсками был тяжело ранен. Во 2-м Севастопольском Крепостном лазарете — не знаю, из каких соображений,— врачи приучили меня к морфию. Несмотря на эту поганую и тяжелую болезнь, я все же работал все тяжелое время разрухи на транспорте (на Украине). Осенью 26 г. первый раз удалось лечиться, и то врачи отправили в Ташкентскую психиатрическую лечебницу. От морфия вылечился, но нервная система окончательно испорчена. Так вот, мой начальник Т.Ч. 4 оскорбил меня публично, и я нанес пощечину, не успев собой овладеть. Это было 17/XII-26 г., был арестован».
Поначалу проблемы наркомании исправляли только отправкой за решетку, туда же попадали наркоманы и за многочисленные преступления в попытках добыть деньги на очередную дозу. В уголовной среде тоже начинала распространяться наркомания.
В 1912 г. в Гааге была принята первая конвенция о наркотиках. Затем принимался еще ряд международно-правовых актов: Женевское соглашение и конвенция 1925 г., Бангкокское соглашение и Женевская конвенция 1931 г. и др. Так начались попытки мирового сообщества противостоять употреблению и распространению наркотиков.
Борьба по-советски
В 1921 г. по инициативе Ленина в стране ввели уголовную ответственность за незаконное изготовление и сбыт наркотических веществ, а также посев опийных культур. Уголовно-правовая ответственность за преступления, связанные с наркотиками, впервые законодательно была установлена в конце 1924 г.
27 августа 1926 г. вводится государственная монополия на опий. В 1929 г., например, было экспортировано 34337 кг опия. Действовавшие уголовные кодексы были дополнены статьями, которые предусматривали ответственность за незаконное изготовление и сбыт наркотических веществ. Специальные статьи, широко регламентирующие борьбу с преступлениями, связанными с наркотиками, были закреплены в уголовных кодексах 1926-1928 гг. В декабре 1934 г. специальным постановлением Совета Народных Комиссаров индийская конопля была признана одурманивающим веществом, за ее посев предусматривалось наказание – до двух лет лишения свободы
В 20-30-х гг. наркомания расценивалась как болезнь, но необычная, «порочная», связанная с плохими условиями жизни, так как наркомания распространялась в основном среди бродяг, проституток, преступников. Повлияла на рост наркомании и Вторая мировая война. Многие беспризорные подростки попадали в асоциальную среду и там приобщались к наркотикам.
Ситуация начала меняться в 1956 году. В справке Министерства здравоохранения СССР говорилось:
«Приказом по Министерству здравоохранения СССР N152 от 6/IV-1956 г. из списка «А» ядовитых веществ исключен препарат героин, как запрещенный к применению в медицинской практике; дано указание о предметно-количественном учете в аптеках хлористоводородного морфина, экстракта опия и фенадона.
Приказом по Министерству здравоохранения СССР N294 от 30/VII-1956 г. установлен особый порядок отпуска из аптек фенамина и первитина — по специальным бланкам, подлежащим особому учету.
Приказом по Министерству здравоохранения СССР N143 от 6/IV-1957 г. обращено внимание органов здравоохранения на необходимость усилить лечебную и профилактическую работу по борьбе с наркоманиями и введена специальная система учета лиц с впервые в жизни установленным диагнозом наркомании.
Приказом по Министерству здравоохранения СССР N406 от 10 ноября 1957 г. установлен особый порядок отпуска из аптек лекарств, содержащих наркотические вещества».
Юридическим закреплением солидарности государств в борьбе с наркоманией является Единая конвенция о наркотических веществах 1961 г., ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 декабря 1963 г. Конвенция установила международный контроль за изготовлением, хранением и оборотом наркотических средств, урегулировала ряд процедурных и организационных вопросов, дала рекомендации относительно лечения наркоманов. Единой конвенцией были утверждены четыре списка наркотических средств.
«В нашей стране Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют исключительную заботу о здоровье человека, проводят грандиозные мероприятия в области здравоохранения» - под этим девизом проводилось большинство исследований, дискуссий, публикаций. А в 1971 г. на конференции, состоявшейся в Вене, в которой участвовало 90 стран, в том числе СССР, была принята конвенция о психотропных веществах.
25 августа 1972 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, в ст. 1 которого говорилось «о принудительном лечении и трудовом перевоспитании больных наркоманией». Лица, больные наркоманией, обязаны проходить лечение в лечебно-профилактических учреждениях органов здравоохранения. В случае уклонения от лечения их направляют в лечебно-трудовые профилактории на срок от 6 месяцев до 2 лет.
Затем 25 апреля 1974 г. появился Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с наркоманией». Было сформулировано несколько новых составов преступлений. В частности, хищение наркотических средств, организация и содержание притонов для потребления наркотических средств, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств без цели сбыта. Указом были выделены в отдельную статью нормы об ответственности за посев или выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества. Была также установлена административная ответственность за потребление наркотических веществ без назначения врача.
«Наркоман – это преступник…»
В газете «Правда» от 6 января 1987 г. сообщалось, что в СССР на учете «всего» 46 тысяч лиц с медицинским диагнозом «наркомания», в то время как в США, по официальным данным, более 30 млн наркоманов. Официальная советская пропаганда утверждала, что в нашей стране, в отличие от капиталистических стран, нет социальных причин для наркомании. Образ наркомана трактовался как образ преступника, и отношение к нему было соответствующее. Но оборотной стороной такого отношения было уклонение наркоманов и их близких от наблюдения, лечения и любых контактов с государством. Большая часть различных исследований на эту тему проводилась в наркологических диспансерах и местах лишения свободы, что привело к весьма одностороннему освещению ситуации и во многом спровоцировало негативное восприятие потребителей наркотиков обществом.
Последняя ужасающая вспышка наркомании произошла в девяностых годах. Именно тогда, как многие и сейчас помнят, после падения «железного занавеса», в Россию проникли наркотики, популярные на Западе – кокаин, героин, галлюциногены.
В СССР практика борьбы с наркоманией только зарождалась, да и что говорить, примерно до середины ХХ века наркомания действительно не была бичом общества, как, впрочем, и во всем обществе. Сегодня наркомания остается одной из мировых проблем, но вместе с тем развиваются и методы борьбы с наркоторговлей.