Самолеты штурма. «Грач» против «Бородавочника»
Абсолютное оружие
Свою эффективность на поле боя штурмовая авиация доказала во время Второй мировой войны, когда именно штурмовик Ил-2 КБ Ильюшина стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации. Всего было выпущено более 36 тысяч единиц. Ил-2 благодаря бронированию и высокой живучести называли летающим танком. Тем не менее потери самолетов, особенно в первые годы войны, когда самолет выпускался без бортового стрелка, защищающего заднюю полусферу, были просто ужасающими. В 1941 году за 30 успешных боевых вылетов летчика-штурмовика представляли к званию Героя Советского Союза. Но героев было немного. Летчик в штурмовой авиации, по статистике, успевал сделать по 7-8 вылетов и погибал. Еще большие потери были среди стрелков, чьи боевые места были практически не защищены бронированием. Нередко в качестве стрелков в летные полки присылали штрафников-офицеров. За десять боевых вылетов выживший штрафник получал полную реабилитацию. Представить победу без Ил-2 невозможно. Это было абсолютное оружие против пехоты, танков, складов с вооружением.
Кабан и птица
В современной боевой авиации полноценными штурмовиками имеют право называться только два самолета - советско/российский штурмовик Су-25 (Грач) и американский А-10 Тандерболт (Бородавочник). Обе машины - заслуженные и проверенные в многочисленных горячих конфликтах. А их последние модификации успешно воюют до сих пор. Что показывают последние примеры их активного участия в боевых действиях на территории Ирака и Сирии, где и Су-25, и А-10 себя более чем неплохо показали. Что примечательно, оба самолета появились скорее вопреки существовавшим концепциям ведения войн. Тогда казалось, что дело будут решать ракеты, ядерное оружие, а из авиации на поле боя останутся разве что истребители-бомбардировщики. И даже вступив на вооружение армий, штурмовики всегда подвергались сомнениям в их нужности, дескать, они давно морально и технически устарели. Но войны показывали обратное. К примеру, сирийская война во многом спасла Тандерболт, который в 2013-2014 году уже находился на грани списания.
От проекта до первого боя
Конкурс на проектирование относительно недорогого бронированного штурмовика был объявлен в США в 1967 году. В нем участвовала 21 авиастроительная фирма.
В итоге победил А-10. Первый серийный самолет поднялся в воздух в 1975 году, еще через два года самолет был объявлен боеготовым и принят на вооружение ВВС США.
«Самолет поля боя» – будущий Су-25 ОКБ Сухого начало проектировать в инициативном порядке в 1968 году. Сам конкурс на проект легкого штурмовика в СССР был объявлен в 1969 году, в нем участвовали такие конструкторские фирмы, как ЯК, ИЛ и МИГ. Победило ОКБ Сухого, имевшее уже свою рабочую концепцию. Первая серийная машина взлетела в 1979 году, в апреле 1981 года самолет начал поступать в строевые части, и уже в июне 1981 года Су-25 получил боевое крещение и начал активно применяться в составе ограниченного контингента в Афганистане.
Две концепции
Несмотря на то, что оба самолета одного класса, получились они очень разными, что довольно не типично для авиастроения. Связано это с разным подходом и концепциями применения. Грубо говоря, при постройке «Бородавочника» сначала взяли имевшуюся сверхмощную семиствольную пушку GAU-81A (калибр 30-мм, боезапас 1174 снарядов, скорострельность 2100-2400 выстр/мин), и вокруг нее уже построили самолет. Прибавить сюда управляемые ракеты AGM-65 «Мейверик», и получается летающий «истребитель танков», чья задача - остановить на европейском театре войны советские танковые лавины. Эта пушка, кстати, превращала в дуршлаг болтами из обедненного урана такие серьезные танки, как Т-62. Сам самолет получился весьма большим и тяжелым. Советская армия ответила на «Тандерболт» тем, что поставила в боевые танковые порядки зенитно-самоходные установки «Шилка», а после еще более продвинутый зенитно-пушечный ракетный комплекс «Тунгуска». Впрочем, им не пришлось встретиться. Хотя «Шилка», скорее всего, постреляла по «Тандерболтам» как в Ираке, так и в Сирии.
«Грач» создавался как рабочая лошадка для переднего края. Выносливый, дешевый (по отдельным данным, в четыре раза дешевле американского конкурента) и неприхотливый самолет для войны, который должен был решать задачу поддержки сухопутных войск «дешево и сердито», подходя максимально близко к противнику и обрабатывая его бомбами, НУРСами и пушкой. И если надо уничтожать точечные цели ракетами с лазерной ГСН.
Преимущества и недостатки
Сравнивать «Бородавочника» и «Грача» довольно непросто, потому как, казалось бы, преимущества любого из них при разных обстоятельствах вполне могут стать существенными недостатками.
А-10 существенно более грузоподъемный. Максимальная боевая нагрузка А-10 – 7 260 кг, плюс боекомплект пушки (1 350 снарядов) – 933,4 кг.
Максимальная боевая нагрузка Су-25 – 4 400 кг, боекомплект пушки (250 снарядов) – 340 кг.
Тандерболт-2 имеет больший радиус действия — от 460 км с нормальной нагрузкой (в миссиях «непосредственная поддержка») до 800 км налегке (в миссиях «воздушная разведка»). У «Грача» же боевой радиус 250-300 км.
Такая разница во многом из-за того, что двигатели «Тандерболта» экономичнее. Стендовый расход TF34-GE-100 – 0,37 кг/кгс·ч, у Р-95Ш – 0,86 кг/кгс·ч. И дело не только в том, что американцы делают двигатели лучше… Двигатель Су-25 более неприхотлив и всеяден (например, он может вместо авиационного керосина кушать… дизтопливо). Сделано это было, чтобы Су-25, действующие вместе с наступающими частями, могли при необходимости заправляться хоть из танкового бака. «Тандерболту» же требуется только высококачественный авиационный керосин.
Прожорливый, но быстрый
Ну и еще одной причиной прожорливости нашего самолета является то, что он просто летит куда быстрее. Крейсерская скорость «Бородавочника» (560 км/ч) почти в полтора раза меньше скорости «Грача» (750 км/ч). Максимальная, соответственно, 722 км/ч против 950 км/ч. Так что часовой расход топлива не есть километровый расход, и на крейсерской скорости тот же Су-25 пролетает за час на 190 км больше. Соответственно, придет на выручку куда быстрее. По вертикальной маневренности, тяговооруженности (0,47 против 0,37) и скороподъемности (60 м/с против 30 м/с) Су-25 тоже превосходит американца.
Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев, летавший на А-10, говорит что «Су-25 более маневренный, у него нет ограничений, как у А-10. К примеру, наш самолет может полностью выполнять сложный пилотаж, а «американец» не может, у него ограниченные углы тангажа и углы крена, вписаться в каньон А-10 не может, а Су-25 может…»
К плюсу А-10 можно отнести наличие системы дозаправки топливом в воздухе, которая еще более расширяет его возможный радиус действия.
Живучий и неприхотливый
«Грач» более живуч. Защита пилота, двигателей, других жизненно важных конструктивных элементов здесь более надежная. Да и как цель он куда меньше и быстрее. «Грач» менее требователен к аэродрому. Длина разбега/пробега Су-25: на бетонной ВПП – 550/400 м (на грунте – 900/650 м). При необходимости он может взлетать и садиться с грунтовых ВПП (тогда как у А-10 заявлена только посадка на траву). Длина разбега/пробега А-10 - 1220/610 м.
В данное время оба самолета уже давно не выпускаются, но активно модернизируются. Несмотря на то, что в боевых действиях с противником, имеющим полноценное ПВО, шансы на выживание у этих штурмовиков очень низкие, в локальных войнах и контртеррористических операциях лучшего инструмента подавления противника, чем «Бородавочник» и «Грач», еще не придумано.