Сенсорная комната - подарок детям с инвалидностью
На открытии сенсорной школы присутствовали заместитель главы г. Якутска Георгий Михайлов, президент клуба «Ротари» Катерина Кларк, а также люди, без которых все это не состоялось бы. Учащиеся Городской классической гимназии устроили небольшой концерт для них: спели песни, а также показывали фокусы. В конце представления учащиеся школы №4 вручили своим гостям собственноручно сделанные подарки в благодарность за открытие такой комнаты.
Еще в сентябре прошлого года в этой школе побывала делегация клуба «Ротари», благодаря усилиям которого, а также при поддержке ротарианцев из Южной Кореи стало возможным сделать такой подарок. В течение двадцати лет этот клуб участвует в социальных проектах. Ротарианцы считают, что их задача - помогать людям, школам, которые действительно нуждаются в помощи. Хочется развеять миф о том, что все члены этого клуба – «сборище богачей». Отнюдь. Многие ротарианцы работают на двух или трех работах, кто-то платит взносы из своей пенсии. Это состоявшиеся люди, неравнодушные к социальным проблемам. Им не жалко отдавать свои деньги, знания, опыт на благо обществу, для процветания родного города. Главные качества членов клуба «Ротари» - бескорыстие, полная отдача самого себя. Эта деятельность для их души, которую почему-то никто не афиширует. Вот уже на протяжении восемнадцати лет эта общественная организация помогает школе №35, где обучаются дети-инвалиды. Для них был оборудован тренажерный зал с привлечением помощи немецких ротарианцев, был приобретен специальный автобус, ежегодно организовываются мероприятия для школьников, и это еще не весь перечень. С каждым годом их благотворная деятельность растет. За двадцать лет общественной работы было привлечено свыше пятисот тысяч долларов США. Они проводят школьные и студенческие обмены. В этом году клуб выиграл грант по программе «Открытый мир» фонда «Ротари». В рамках этого гранта пять работников медицинской сферы смогут поехать на стажировку по теме «Ярмарка здоровья». Они - яркий пример общественного служения в нашем городе.
А год назад члены клуба обратились в мэрию, чтобы им подсказали объект, школу, который нуждается поддержке, куда можно вложить не только средства, но и самого себя. Выбор пал на эту коррекционную школу, где по согласованию с руководством было принято решение установить сенсорную комнату. Члены некоммерческой организации лично помогали всем, чем могли: сделали ремонт помещения, покрасили стены, провели проводку, постелили ковролин, сшили шторы, установили оборудование. И их усилия оказались не напрасны.
Теперь дети, страдающие такими серьезными заболеваниями, как детский церебральный паралич (ДЦП), аутизм, синдром Дауна, эпилепсия и другими психическими заболеваниями, могут погрузиться в волшебный и удивительный мир, где нет агрессии внешнего мира. Она оснащена специализированным оборудованием.
Сенсорная комната оказывает благоприятное воздействие на психику ребенка. Она дает возможность им улучшить зрительные, слуховые, тактильные навыки, а также постепенно развить физическую деятельность, стимулирует восстановлению центральной нервной системы. Дети смогут познать, ощутить, увидеть, потрогать новые вещи. Именно этим она и отличается от традиционных методов педагогической коррекции.
Занятия в таком помещении будет проводить психолог, у которого имеется большой стаж работы. Ребенок сможет посещать занятия два раза в неделю, чтобы каждый раз входя в нее узнавать что-то новое и не пресыщать внимание. Вообще, программа посещения зависит от индивидуальных особенностей развития школьника. Кто-то может почувствовать благотворно-расслабляющий эффект, а кто-то из детей, например, не может переносить яркого цвета или шума. Поэтому для каждого ребенка разрабатывается собственная программа. Все зависит от его состояния и развития. Находиться в сенсорной комнате можно от 15 до 30 минут, опять же учитываются особенности детей. Занятия могут проводиться как индивидуально, в основном в тяжелых случаях, так и коллективно, небольшими группами. Во время таких занятий дети учатся коммуникативным навыкам. В игровом процессе у ребенка одновременно работают подсознание, разум и фантазия. Поэтому происходит развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер детей.
Всего учеников 230 человек, 57-58 детей с тяжелыми диагнозами обучаются на дому. К сожалению, количество детей с психическими отклонениями растет год от года. Если раньше в классе аутистов обучался один или два человека, то сегодня - целые группы по пять детей с этим страшным диагнозом.
Дети этой школы отличаются не только в психическом развитии от обычных детей, но и своими предпочтениями. Для обыкновенного ребенка каникулы - это долгожданная радость, когда для этих ребят эта большая трагедия. Это связанно с тем, что в каникулярные дни они сидят в четырех стенах, а здесь у них любимые друзья и педагоги. Поэтому в школу они ходят, как на праздник. Ученики заботятся друг о друге, проявляют толерантность по отношению к своим одноклассникам. Особенно если в классе есть ребята с более серьезными заболеваниями, аутисты, они не оставят его без внимания. Родители и педагоги на короткой ноге друг с другом. Такие отношения позволяют оказать более существенную помощь со стороны учителей. Все педагоги очень опытные и хорошо знающие свое дело. Эта школа для них больше, чем работа. Каждый раз, обучая чему-то новому, они не только дают возможность таким детям стать более самостоятельным, а сами получают от этого огромное удовольствие.
Отдельно хочется отметить учебную программу школьников, которая немного отличается от стандартной. Главной целью является внедрение детей в социум и их адаптация в нем. То, что обычные дети усваивают самостоятельно, таких ребят приходится учить буквально с нуля. Конечно же, уделяется большое внимание обучению коммуникативным навыкам. Именно в этом и состоит большой плюс коррекционной школы, позволяющей детям общаться друг с другом, а не сидеть в четырех стенах. Основным и, наверное, любимым предметом учеников является трудовое обучение, которое занимает лидирующее место. Если ты не можешь писать, считать или даже говорить, то "золотые руки" смогут в будущем тебя прокормить. Дети доводят технику создания какой-либо вещи до автоматизма. Ребята с более сложным диагнозом учатся на дому. Первый год обучения является самым сложным в школьном обучении. Из-за большой психологической нагрузки, реакция может быть непредсказуемой. Однако многие с этими сложностями справляются. Минимум десять человек заканчивают школы№4. Впоследствии они могут получить средне-специальное образование, например, в Якутском технологическом колледже сервиса.
Словом, хочется надеяться, что в будущем у таких детей все будет хорошо, что сенсорная комната действительно сможет оправдать надежды педагогов и родителей. Еще раз хочется поблагодарить клуб «Ротари» за их бескорыстную помощь. В будущем у ротарианцев еще много проектов, связанных с этой школой. Они готовы привлечь все свои усилия и заграничные знакомства, чтоб чуточку облегчить жизнь таким деткам. У клуба «Ротари» есть знания, связи, возможности, и они их привлекают для помощи другим людям. Поэтому можно с уверенностью сказать, что ротарианцы оправдывают свой девиз: «Служение обществу превыше всего».