Сила пулеметов и пушки. Трехбашенный Т-28
Запасливый сержант
В июне 1941-го на военном складе, расположенном недалеко от Минска, служил заведующий хранилищем автобронетанковых запчастей – старший сержант-сверхсрочник Дмитрий Иванович Малько. Малько был бывалым солдатом с 1937 года – воевал в Испании, на Халхин-Голе, в Финляндии.
С началом войны на складе, где служил Малько, оказался поступивший из капитального ремонта средний танк Т-28. Мощная машина была вооружена 76,2-миллиметровым орудием и четырьмя пулеметами ДТ. На начало войны Т-28, выпускавшийся с 1933 г., считался на фоне новейшей «тридцатьчетверки» уже морально устаревшим, но по боевым показателям он не уступал ни одному танку вермахта. Всего в Западном Особом Военном округе числилось 63 танка Т-28, из которых полностью пригодными к эксплуатации было 19.
Вот эту-то машину, у которой даже не было экипажа, Малько, согласно приказу об эвакуации склада, должен был отогнать в Могилёв. Однако по дороге танк поломался, и, пока Малько устранял неисправность, колонна ушла дальше. Таким образом «бесхозный» механик-водитель вместе со своим танком перешел под команду встретившегося ему в лесу майора-танкиста по фамилии Васечкин (его имя неизвестно по сей день). Он возглавлял небольшой отряд из таких же, как Малько, потерявшихся в хаосе июня 41-го курсантов. Звали их Николай Педан, Александр Рачицкий, Федор Наумов, фамилия четвертого – Сергея – осталась неизвестной.
Майор Васечкин был, видимо, инициативным и энергичным командиром. Под его руководством экипаж решил пробиваться к своим не «тихой сапой», а с боем, через оккупированный Минск. Дерзкий план вполне мог осуществиться — целей для мощного Т-28 в Минске было хоть отбавляй, боеприпасы и топливо экипаж собрал по пути на брошенных складах.
Подвиг танкистов
Утром 3 июля 1941-го Т-28 въехал в оккупированный Минск. Никакого интереса к танку с красными звездами на броне оккупанты, которых танкисты увидели на улице Ворошилова (ныне – улица Октябрьская), не проявили – видимо, решили, что это очередная трофейная машина. Несколькими пулеметными очередями уничтожив группу фашистов, грузивших ящики со спиртным в грузовик, танк по деревянному мосту пересек реку Свислочь и по Гарбарной улице (ныне – Ульяновская) двинулся в центр города.
На пересечении Советской и Октябрьской улиц (ныне – проспект Независимости и улица Янки Купалы) экипаж Т-28 увидел скопище вражеской техники – танки, бронемашины, грузовики и бензовозы стояли в несколько рядов, немецкие солдаты беспечно купались в реке. И тут загрохотала танковая пушка, раздались пулеметные очереди… Через несколько минут перекресток был превращен в море огня, а танк на максимальной скорости мчался по Советской дальше, к выезду из города. По пути курсанты, прильнувшие к пулеметам, поливали огнем в ужасе разбегавшихся немцев.
В районе Золотой Горки Т-28 попал под обстрел германской противотанковой батареи. Несколько снарядов попало в корму танка, он загорелся, но еще некоторое время продолжал двигаться. «Покинуть машину!» — приказал майор Васечкин…
Командир экипажа и один из курсантов приняли свой последний бой на Комаровской развилке Минска (ныне – площадь Якуба Коласа). Они отстреливались из личного оружия до конца и погибли как герои. Но самое удивительное, пожалуй, состоит в том, что троим членам экипажа удалось уцелеть. Заряжающий Федор Наумов попал к партизанам, Николай Педан был взят в плен и провел войну в концлагере, а раненному осколком в голову механику-водителю Дмитрию Малько удалось перейти линию фронта и попасть к своим. Впоследствии он достойно воевал в рядах бронетанковых войск: водил в атаки Т-34, «Черчилль», «Матильду», «Валентайн». Освобождал Белоруссию, Польшу и закончил войну в Кёнигсберге гвардии старшим лейтенантом.
Всего за время героического рейда одинокого Т-28 по Минску танкисты уничтожили и вывели из строя около 10 танков и бронемашин противника, 14 грузовиков, 3 артиллерийские батареи. Немцы понесли и немалые потери в живой силе – «огненный танк» уничтожил 360 офицеров и солдат вермахта.
К сожалению, стоит отметить, что подвиг отважных танкистов так и не был по достоинству оценен ни во времена СССР, ни после. Только в 1966 году благодаря поисковой работе школьников-энтузиастов был найден один из членов героического экипажа, человек, который провел Т-28 по улицам захваченного Минска, — скромный рабочий Минского моторного завода Дмитрий Малько. Его наградили орденом Отечественной войны I степени.
Английский прототип
Стоит рассказать об этом, безусловно, интересном танке. Трёхбашенный советский средний танк был разработан в 1930-1932 годах и стал первым в СССР средним танком, запущенным в массовое производство. В период с 1933 по 1940 год ленинградским Кировским заводом было выпущено 503 экземпляра Т-28.
В целом это танк классической компоновки, с пушечно-пулеметным вооружением и противопульным бронированием, и предназначался для поддержки пехоты и качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укрепленных позиций противника. На момент своего появления Т-28 являлся сильнейшим средним танком в мире.
История Т-28 началась в 1930 году с визита в Великобританию советской закупочной комиссии во главе с С. Гинзбургом, в чью задачу входило приобретение наиболее современных образцов бронетехники и отправка их в СССР для изучения и использования при организации собственного бронетанкового производства. Комиссию заинтересовал новейший в то время средний танк A6 фирмы «Виккерс». Однако фирма «Виккерс» отказалась продать готовый образец танка ввиду его секретности и выдвинула советской стороне следующие условия для приобретения машины:
Единовременный платеж в размере 20 000 фунтов стерлингов (порядка 200 000 рублей золотом) за ознакомление с конструкцией и развитием танков этого типа.
Заказ у фирмы «Виккерс» 10 танков этого типа по цене 16 тыс. фунтов стерлингов (160 тыс. рублей золотом) за танк без вооружения. Дальнейший заказ у фирмы танкеток Карден-Лойд Mk VI и лёгких танков Виккерс Mk E.
Мы пойдем своим путем
Такие условия советской делегацией были сочтены неприемлемыми, и было принято решение от приобретения A6 отказаться и вместо этого создать танк такого класса собственными силами с использованием опыта, полученного при изучении в Великобритании образца A6. Понятно, что в составе комиссии были как раз инженера, которые не просто так смотрели на танк.
По первоначальному проекту танк должен был сохранять общую компоновку A6, иметь вес около 16 тонн и нести вооружение из 45-мм пушки и пулемета в главной башне и еще двух пулеметов — в малых. Однако военные потребовали установки на него, начиная уже со второго опытного образца, дизельного двигателя ПГЕ, находившегося в то время в разработке, и 76-мм пушки ПС-3. Дизель на него, увы, так и не поставили (разработки пошли на Т-34), но танк получился куда мощнее своего английского прототипа и, что немаловажно, бесплатно.