Танец с саблями Николая Матаннанова
«Какой красивый вид спорта», - подумал он. Прошли годы, и сейчас Николай Матаннанов пытается сделать то, что ему не дали сделать в советское время – открыть в республике якутскую школу фехтования. Добавлю еще: он единственный в Якутии тренер, имеющий специализированное образование знаменитого отделения фехтования Смоленского государственного института физической культуры (ныне академии).
Счастливый билет
Его путь к этой олимпийской дисциплине был тернист. Начнем с того, что тот парень довольно известный боксер своего времени, и перед тем, как уйти в армию, стал чемпионом Якутии, призером зоны Дальнего Востока и Сибири, участником первенства России. Но все это время его не оставляли мысли о фехтовании. Во время службы Николаю попалась статья из газеты «Советский спорт», где рассказывалось о фехтовании и в частности о наборе в Смоленский институт физической культуры, где преподавалась эта дисциплина. И он понял, что это его судьба, мечта, то, чему он готов отдать всего себя. Николай демобилизуется, приезжает домой, покупает билет в Смоленск и через десять дней отдает свои документы в приемную комиссию. Но случается страшное - он опаздывает, прием документов закончен день назад. Николай разговаривает с председателем комиссии Валентином Павловичем Шаминым, это суровый мужчина, легенда спорта, выпускник Питерского физкультурного им. Лесгафта, ветеран Финской войны, на его груди медаль за отвагу. Он говорит: «Я все понимаю, парень, ты с Якутии, только из армии, ехал к нам издалека. Но у нас на курсе лучшие клинки Советского Союза, а ты рапиру от шпаги не отличишь. Как тебе вообще такая мысль пришла - к нам поступать?» «Я боксер», - сказал ему безнадежно, протягивая спортивную книжку, Матаннанов. Шамин пролистал, забрал документы и сказал: «Сдавай экзамены, абитуриент». Лишь позже Николай узнал, что знаменитый маэстро шпаги сам пришел в фехтование из бокса. Экзамены якутский спортсмен сдал с блеском. Своей специализацией Николай выбрал саблю. Поначалу было трудно, даже страшно, вспоминает Матаннанов свои первые бои. Помогали новые друзья-однокурсники. К концу учебы парень сдает квалификацию кандидата в мастера спорта. Его рвение, желание учиться, узнавать новое бросается в глаза преподавателям, выпускнику предлагают остаться на кафедре. Но Матаннанова тянет на родину. У него большие планы, он знает, видит, чувствует - за фехтованием в Якутии огромное будущее.
Холодный прием
Николай - городской парень, но родина – Якутск - встречает специалиста по-ледяному холодно. Тогда в Якутии всем спортом заведовали два добровольных спортивных общества - «Спартак» и «Урожай». Матаннанов идет в «Спартак», его встречает председатель Бурцев, смотрит документы, хмурится, слушая восторженные планы молодого специалиста, и на середине разговора вдруг прерывает его барскими словами: закрой дверь с той стороны. Матаннанов ошеломлен, он идет в ДСО «Урожай», здесь его встречает Стручков. Он более внимателен и к концу разговора говорит доверительно: «Я двумя руками за фехтование, но тебе не повезло, ты закончил институт не в то время и пришел не в то место. Наши ребята-борцы Рома Дмитриев, Паша Пинигин стали олимпийскими чемпионами, Саша Иванов - серебряный призер. Так что спортивная политика в республике такая - только борьба, все остальные виды спорта в сторону! Пока в каждом городе и крупном поселке не будут построены борцовские залы, спрячь свою саблю, забудь о фехтовании и жди.
Такова жизнь
Солнечное небо над головой Николая стало вдруг свинцовым. Он идет в ЯГУ, туда, где возле футбольного поля видел лебедей-фехтовальщиков. Зашел в на физкультурный факультет и спросил: «А где здесь тренера, которые учили фехтованию?» Ему ответили: «О, да ты поздновато пришел, тренировала здесь Ирина Гусева, да давно уже уехала». «Может, спортинвентарь остался?» - спросил с последней надеждой Николай. Увы, ни дорожки, ни экипировки, ни оружия не было, а куда делось, никто уже не помнил. «Так и кончилось фехтование в Якутии», - с горечью говорит Николай Константинович. Были у него, конечно, варианты уехать обратно в Смоленск, да хоть куда - фехтовальных центров в России было много… Но он был уже не тем молодым демобилизованным солдатом, а зрелым мужчиной. К нему пришла любовь жизни, надо было думать о семье, заботиться о родных. И он едет в район, становится педагогом, ведет в школе физкультуру, военное дело, становится директором школы, выходит на пенсию. Как говорят французы, се ля ви.
Чудо ватсапа
Но в один прекрасный момент, а это буквально пару месяцев назад, его супруга говорит: «Николай, ты знаешь, в ватсапе много вопросов, почему в Якутске нет фехтования? Мы хотим учить детей этому прекрасному и благородному виду спорта!» И Матаннанов загорелся, оказывается, тот раздавленный советскими реалиями уголек не потух, хватило легкого дуновения, чтобы пламя снова вспыхнуло. Николай Константинович едет из Намцев в Якутск. Идет в Государственное собрание Ил Тумэн, прямо в кабинет к председателю Комитета по делам семьи, детства, молодежи, физической культуре и спорту Юрию Петровичу Баишеву и находит у него поддержку, получает рекомендательное письмо к директору спортивного комплекса Василию Ивановичу Егорову. Ему предоставляют помещение для фехтования – коридор. Николай Константинович уже сейчас провел два занятия с детьми. Набор к нему, кстати, бесплатный, принимаются все желающие дети от 9 лет. Телефон тренера для записи 8-914-102-48-97.
Прыжок к звездам
В данное время решается вопрос о включении Николая Константиновича в тренерский штат спорткомплекса, осталось решить только организационные вопросы. По большому счету это человеческое счастье. Мне бы поставить на ноги этот вид спорта, а дальше он сам пойдет. Молодых тренеров, готовых приехать к нам и учить детей, много не только в Центральной России, но и в нашем дальневосточном регионе: в Находке, Владивостоке, Хабаровске, уверен Матаннанов. Впрочем, имеются и нюансы, современный олимпийский спорт - занятие не из дешевых. В том числе и фехтование, где только одна защитная экипировка спортсмена стоит около 20 тысяч рублей. Это, говорит педагог, ставит серьезную преграду перед большой массой детей и их родителями. Не каждая семья готова выделить сумму на обязательную экипировку. В данное время тренер ищет спонсора для обеспечения секции фехтования. Он написал письмо председателю попечительского совета Федерации фехтования России Алишеру Бурхановичу Усманову, обращается к якутским попечителям спорта с просьбой о спонсорстве. Фехтование, по мнению Николая Константиновича, не имеет права стать элитарным видом спорта, любой ребенок должен иметь возможность взять в руки рапиру, шпагу или саблю и прыгнуть к звездам, к олимпийской мечте!
Справка «ЭС»
Из истории фехтования в Якутии
«В Якутии фехтование начали развивать в 50-60-х годах прошлого века. В 1954 году открылся «Клуб мушкетеров», где желающих освоить искусство фехтования начала тренировать Ирина Александровна Гусева. Помимо нее, еще работали два тренера, один из них Леонид Николаевич Кычкин. Спортсмены ездили на соревнования и занимали призовые места. Фехтование было включено в программу спартакиады Якутии в 1958 году. Этот вид спорта просуществовал в наших краях всего шесть лет и исчез с отъездом Ирины Гусевой. Фехтованием начинал заниматься параспортсмен марафонец Марат Николаев, и небезуспешно участвовал во всероссийских соревнованиях. Готовила его известная легкоатлетка Марфа Пахомова, которая специально для этого прошла курсы в Российском государственном университете физической культуры и спорта».