Танкерная безопасность Якутии
Чтобы ввести читателя в курс дела, почему спуск двух уже видавших вида танкеров на воду («ТО-1549» 1977 года постройки, а «Ленанефть-2043» 1981 года) надо рассказать предысторию модернизации.
Конвенция чистой воды
Россия, а прежде СССР как морская держава – активный участник Международной морской организации и поддерживает Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78).
Согласно этой конвенции с 1 января 2018 года вступает в действие технический регламент, запрещающий перевозку нефтепродуктов на судах, имеющих одинарный корпус. То есть на нефтеналивных судах грузоподъемностью 200 тонн и более независимо от даты постройки должны быть предусмотрены двойное дно и двойные борта, простирающиеся по всей длине и высоте грузовых танков, или грузовые танки должны быть вкладными. Этого же требует и национальный российский технический регламент, запрещающий речную перевозку опасных грузов (любых, в том числе легких сортов нефти и нефтепродуктов) на «однокорпусных» танкерах. Это означает возникновение существенных ограничений (вплоть до прекращения) эксплуатации имеющихся у пароходств танкеров, построенных в советское время.
На самом деле это очень правильная конвенция. Такая, за которую надо голосовать и руками и ногами. Пробой танкера в условиях любой из наших северных рек – это национальная экологическая катастрофа. Что может натворить нефтяное пятно, даже представлять не хочется… А двойной борт – двойная защита.
Далеко не секрет, что существующий флот якутских танкеров преимущественно построен в советский период, а это более 30 лет эксплуатации. И практически все перевозки по рекам осуществляются однокорпусными танкерами. Средний возраст такой рабочей лошадки ЛОРПа танкеров типа «Ленанефть» проекта Р-77 составляет более 32 лет. И их основной проблемой становится отсутствие второго дна (при наличии второго борта).
Проблема северного завоза
И здесь встает вопрос пресловутого северного завоза. А именно главной его статьи перевозки нефтепродуктов и нефти по рекам Якутии, в том числе с выходом на Северный морской путь. Нефтепродукты наливом доставляются в основном до п. Тикси на танкерах проектов 1577 («Волгонефти», двухкорпусные, кстати, они также не удовлетворяют требованиям МАРПОЛ, формально в море работать с грузом тяжелее 0,900 т/куб. м не должны), 1754Б (однокорпусные, не смогут работать в реке). От п. Тикси на реку Яна до Нижнеянска теплоходами пр. 621, Р-77 (далее по пунктам реки на однокорпусных теплоходах пр. 414В (СПН) флотом ОАО «Янское речное пароходство»). От п. Тикси на реку Индигирка до бара – пр. 621, Р-77 (далее на теплоходах пр. 414В приписки Белогорского речного порта ОАО «ЛОРП»). Танкеры смешанного «река-море» плавания проектов 621 и Р-77 (типа «Ленанефть», не отвечающие требованиям МАРПОЛ, а Р-77 еще и без второго дна, что не позволит работать и на реке), а также проекта 1577 (типа «Волгонефть») перевозят топливо до устьевых точек на реках Яна, Колыма, Индигирка, Анабар, где производится раскачка и дальнейшая доставка грузов до береговых нефтебаз.
Точка роста
До 1 января 2018 года осталось всего ничего, по сути полторы навигации. Построить или закупить под северный завоз целый флот специфических, чисто под северные реки новых танкеров нереально даже при неограниченном финансировании. А оно в условиях текущих санкций и иных кризисных явлений в экономике страны ужато. Но тем не менее работа идет на сегодняшний день на судостроительном заводе «Верфь братьев Нобель», для Ленского пароходства достраиваются две баржи проекта ROB07, которые по плану должны войти в строй в июне 2017 года. Суда имеют второе дно и второй борт и предназначены для перевозки нефти и нефтепродуктов без ограничения по температуре вспышки груза. Но самое главное возрождается судостроение на Жатайской базе. И по большому счету вся надежда по наращиванию вторых бортов имеющихся в наличии танкеров именно на неё. В советское время с верфи Жатайского судостроительного завода каждый год сходили речные суда, паромы, плавкраны, буксиры и баржи. Сегодня судостроительные мощности утеряны. Чтобы вновь запустить производство, необходимо увеличить площади для судостроения на горизонтальной части слипа, построить три достроечных стенки, смонтировать судосборочный цех из 5 эллингов, оснастив его современным высокотехнологичным оборудованием, произвести обновление оборудования в цехах, обновить и модернизировать инфраструктуру. В июле в Архангельске прошло заседание Минэкономразвития России – Жатайский судостроительный и судоремонтный завод попал в перечень приоритетных проектов по развитию Арктики. Запланирована колоссальная сумма – 13,6 миллиарда рублей: на создание самого завода – 5,7 миллиарда, на постройку новых судов – 7,9 миллиарда. Конечно, это дело самого близкого будущего на проектную мощность до 10 речных судов в год завод в лучшем случае сможет выйти только к 2021 году. Но главное в том, что развитие завода позволит нарастить темпы модернизации танкерного флота. И спущенный на воду 31 июля танкер – это его первая ласточка. И как отметил глава республики Егор Борисов, «точка начала роста деятельности Ленского объединенного речного пароходства и Жатайского судоремонтно-судостроительного завода».
К спуску приступить!
Тем временем на площадке у слипа собрались жатайские судостроители, речники, кадеты речного училища. Спуск корабля на воду – это ответственное и волнительное событие для каждого причастного к реке человека. Танкер с новыми гладкими бортами еще стоит на суше. Перед спуском на воду танкер ТО-1549 по православному обычаю прошел церковный обряд освящения. Игумен Спасского монастыря Якутской епархии Никон передал поздравление от Владыки Романа – епископа Якутского и Ленского: «Дай Бог, чтобы сегодняшнее мероприятие и чин освящения, который совершим сейчас, были началом возрождения, великого будущего, ради которого трудятся многие люди во благо Якутии!». После Его Высокопреподобие игумен Никон щедро кропит святой водой борт корабля и благословляет его вместе с командой на благие дела.
Освящение пройдено. Егор Борисов дает отмашку генеральному директору ОАО ЛОРП Сергею Ларионову. У того в руках передатчик, на прямой связи Пеледуй, звучит приказ:
— Внимание, Жатай, внимание, Пеледуй! К спуску на воду теплоходов ТО-1549 и «Ленанефть-2043» приступить!
В Жатае заработали слиповые лебедки, по железным тросам в воду медленно пошли на рельсах спусковые тележки с танкером. В это же время в Пеледуе началось заполнение дока. Отгремели фанфары, а на рабочих площадках завода снова закипела горячая работа. На очереди еще три танкера типа «Ленанефть», очистная станции-2000, многоцелевое судно СПН-704 и достройка танкера «Евгений Чистяков». Работы много, и в эту навигацию здесь еще не раз прозвучит команда: «К спуску приступить!».