Учим историю Якутии самостоятельно
Сложение народов произошло на средней Лене, где сейчас расположены большие заречные улусы, Намский, Хангаласский и Горный улусы.
Знания в истории недостаточные
Мы обратились с вопросами к Гаврилу Семенову, первому заместителю министра по делам молодежи и семейной политике республики, историку по образованию, который описал проблему, существующую в республике сейчас, и дал свои рекомендации.
Гаврил Семенов:
- К сожалению, по мнению моих коллег, действующих преподавателей истории, подрастающее поколение не достаточно знает историю Якутии в связи с тем, что на школьном уровне нет такого обязательного предмета. Молодежь обладает знаниями истории республики на уровне национальной культуры. В основном историю изучают и знают энтузиасты и будущие историки.
- Якутянин должен знать в первую очередь исторических лиц - Эллэй, Дыгын, Бекетов, Манньыаттаах, Кулаковский, Ойунский, Аммосов, Барахов, Васильев, Чиряев. Разбираться в вопросах происхождения якутов, присоединения к России, освоении Якутского острога, о Степной Думе, гражданской войне, образовании ЯАССР 27 апреля 1922 года, вклада республики в ВОВ, освоении промышленности и принятии Декларации о государственном суверенитете. Из личного опыта скажу, что основой увлечения историей Якутии для меня стали романы «Глухой Вилюй» и «Тыгын Дархан» В. С. Яковлева-Далана и труды Г. В. Ксенофонтовна «Уранхай Сахалар».
- В органах государственной власти республики большое внимание уделяется истории Якутии, проводится много мероприятий. Сейчас в разработке вопрос о проведении тестирования для государственных служащих РС(Я) по истории Якутии и России, что, несомненно, повысит интерес к этому предмету. Мы в министерстве через гранты поддержали несколько проектов по изучению истории Якутии, переиздали произведения А. Е. Кулаковского «Якутской интеллигенции», организовали экспедицию по Аяно-Охотскому тракту, участвовали в организации перелета времен ВОВ «АлСиб» и многое другое. Но широкая масса историю сейчас узнает через кино. Я рад, что сейчас у нас снимается фильм про Тыгына Дархана.
С чего начинать?
За разъяснениями мы обратились к Валерию Аргунову, заведующему кафедрой археологии и истории Северо-Востока России, который постарался расставить акценты, на которые нужно обратить внимание при изучении истории.
Валерий Аргунов:
- Во-первых, надо знать древнейшую историю Якутии. Условно ответить на вопросы, кто и когда здесь жил. Это самый темный период нашей истории, о нем мало данных. В это время, видимо, были очень мощные переселения, передвижения с Запада, с Амура, с Юга. Все это откладывалось, перемешивалось, и таким образом формировалось будущее народа, этноса. В это время как раз сюда проникают первые предки якутов и складывается именно та часть истории, откуда пошла якутская земля. С проникновением тюркского элемента в позднем средневековье складывается древняя якутская культура, культура типа «сейчас». В это время был период бурных событий по созданию некоторого движения в сторону создания некоего «государства» - были люди типа Тыгын Дархана и его предшественников, которые пытались консолидировать древнеякутское население. Это было время сражений и бедствий. Эти наши предки особенно с тюркской стороны сумели передать язык, культуру, способы ведения хозяйства, архитектуры. Шла адаптация пришедших сюда к местным условиям. Кто это были? Разные люди. Допустим, это был многократный военный поход со стороны южных тюрков. Они же без жен приезжали и смешивались с местным населением. Есть и монгольский элемент. Все доказывает какую-то многоступенчатость и полное смешение. Сложение народов произошло на средней Лене, где сейчас расположены большие заречные улусы, Намский, Хангаласский и Горный улусы.
Вхождение московского государства
- Дальше нужно знать историю Якутии после вхождения московского государства. Люди должны свободно ориентироваться в знаковых датах, знать про ясачные комиссии, создание основных населенных пунктов, понимать смысл именно отношения местного населения и московского государства. Царь не от доброты душевной никого не убивал, ему охотники нужны были. Тогда в русской казне на вес было не золото, не серебро, а пушнина. Вся Сибирь производила валюту государства, ее-то и меняли на серебро, золото, подарки королям дарили. Нужно разбираться в политике царского правительства, разбираться в национальной политике по отношению к населению окраин.
К началу 20 чека жители ни в чем не отставали от западной России. Тут дамы носили то, что в апреле в Париже придумали.
Модный Якутск
- Стоит прочитать про то, какой была государственная структура в то время, что такое область, губерния и прочее. После этого про появление здесь первых объектов здравоохранения, образования – хотя бы по своим отраслям стоит посмотреть. Министр транспорта, наверное, должен знать, когда сюда пришел первый. К началу 20 века Якутск был классический российский губернский город. Жители ни в чем не отставали от западной России. Тут дамы носили то, что в апреле в Париже придумали. У них почта работала чем-то даже лучше, чем сейчас! В архиве лежат заметки, что один написал письмо, а другой получил его в марте. Нормально при лошадиной-то системе.
Оригинальная война
- Гражданская война. Сейчас модно говорить, что это Первая мировая война. Это очень оригинальная война, она в определенные моменты напоминала национально-освободительную. Нужно знать, какие-то перипетии, почему здесь это было так кроваво и долго. Затем последовало большое строительство, создание промышленности, авиации. Здесь стоит хотя бы знать, какие направления в основном были по созданию этой промышленности. Тут одновременно идут репрессии, о которых достаточно знать немного. Не надо каждому нервно читать о том, что было. Так можно поседеть от ужасов. Далее была Отечественная война. А дальше у нас, в общем, все идет, как по всей стране, в принципе. Нужно знать про ключевые моменты: когда появилась железная дорога, газ.
По ВОВ может сообразить каждый
- По Великой Отечественной войне может сообразить каждый. Нужно знать про участие якутян в войне, желательно какие-то цифры, не забывать и знать про вклад тыла тоже. Тогда были жесточайшие обязаловки, хомутали даже бедную бабушку какую-нибудь, чтобы хотя бы рукавички она шила из отходных материалов, а большие концерны большие суммы отстегивали. Интересен этап послевоенного строительства.
Личности
- Нужно знать ответы на отдельные вопросы. Например, как кто такой Исидор Барахов? Знать создателей якутской республики – Максима Аммосова и его товарищей. Имена создателей культуры – Платона Ойунского и его товарищей. Хотя бы на этом уровне, может быть, достаточно.
Источники
- Посоветую научно-популярную литературу уровня господина Владимира Пестерева, труды Анатолия Гоголева, есть древний учебник Георгия Башарина об истории Якутии, некоторые моменты которого сейчас переписаны, но основные моменты и даты там верны. Пусть ваши читатели смело бегут в библиотеку им. Пушкина в краеведческий отдел и улучшают ее показатели. Кстати, компьютерная часть библиотеки хорошо развита. Литературы там навалом.
Историю должен знать каждый
- В Англии сдают экзамен по истории, чтобы стать государственным служащим. А что, хорошую штуку надо у людей перенимать, что в этом плохого? Я знаю многих чиновников даже не местных, которые интересовались историей Якутии больше, чем местные чиновники. Уровень познаний истории Якутии у наших граждан средненький. Тут от человека зависит. Раз ты живешь здесь, то должен уважать эту землю, уважать ее историю, ее атрибутику (гимн, флаг). Человек не интересен, если он не знает истории. У нас средние века переплетены с полулегендарными личностями. Надо знать, что мы не от Ильи Муромца, не от Бабы Яги, не от всяких там Элляев.
Сейчас масса госслужащих повалит в библиотеки для изучения истории, может, станут популярны репетиторы по истории Якутии. А не ввести ли, как предлагает Гаврил Семенов, уроки истории Якутии в школах? «Необходимо на школьном уровне преподавать обязательный предмет истории родного края для учащихся старших классов. Именно для старших классов, так как история - очень глубокий предмет. Без знания истории мы не сможем воспитать патриотов республики и России», - говорит замминистра молодежи.