В гости – из казенного дома
С 2011 года в реализации политики семейного устройства было проведено множество мероприятий таких, как «Протяни руку ребенку», «В семейном кругу», «Доброе сердце», «Подари ребенку радость». И вот 29 марта этого года – акция «Идем в гости к другу». По словам директора детского дома Лены ЕФРЕМОВОЙ, испокон веков более охотно люди усыновляют, берут опеку над малышами и дошкольниками. А вот с подростками гораздо труднее. Их в семьи устроить сложнее.
С 2010 года в семьи (опека, приемные семьи, усыновление) было устроено 90 детей из детского дома «Берегиня»
Суть наставничества
Получается, что такие акции, так же как и «гостевые» семьи, семьи на выходной день – некая альтернатива усыновлению. Хотя нет: скорее, некая подготовка. Это разовые акции, но они приносят много хорошего.
Лена ЕФРЕМОВА:
- Суть в том, что семьи взяли ребенка в гости на один день, чтобы познакомиться, пообщаться, ближе узнать друг друга, а самым главным для организаторов было то, чтобы дети постепенно начали видеть в принимавших семьях не просто взрослых, а наставников, у которых можно будет попросить совета, поделиться сокровенным, просто пообщаться. Пусть не у всех в дальнейшем сложатся постоянные, регулярные отношения, но даже если несколько семей найдут общий язык и схожие интересы с ребенком, станут близкими друзьями воспитанникам, окажут поддержку в выборе профессии, это будет бесценным опытом для детей и для их дальнейшей социализации в жизни.
Подводные камни
Однако не все одобряют посещения ребенком семей и видят пользу этих посещений. Кто-то подозревает семьи в поисках материальной выгоды, видит в этом стремление эксплуатировать ребенка. Некоторые считают, что детдомовских детей берут в семью в качестве нянек к кровным детям или для заполнения собственного одиночества. Можно было услышать мнение, что, вернувшись из принимавших их семей, дети будут взбудоражены или, наоборот, подавлены, непослушны, агрессивны, и их поведением станет трудно управлять. Любое мнение имеет право на существование. И разность мнений говорит только о том, что такие акции вызвали обсуждение, а значит, значимы и необходимы. Говоря о посещении семей, многие люди обеспокоены тем, что дети будут слишком болезненно переживать возврат в учреждение и рано или поздно зададутся вопросом: а почему семья их не берет навсегда? Значит, я плохой?
Но ведь можно проанализировать риски и страхи, разделить ситуации и попробовать понять, как можно предотвратить или компенсировать негативные явления. Не мешать все в кучу, а разделить цели посещения. И над этим работали психологи – как с ребятами, так и с «гостевыми» семьями предварительно велась большая подготовительная психологическая работа.
Идем в гости к другу!
Начальник отдела семейного жизнеустройства детей-сирот Наталья ЗАХАРОВА:
- Эта форма общения не страшна для детей. Она просто необходима. В этой акции не задействованы малыши, а только школьники от 13 лет и старше. Семьи подбирались специально под детей, учитывались вкусы, интересы обеих сторон, соблюдалось, чтобы взрослый человек был значим для ребенка, мог что-то ему дать. Из 53 претендентов было отобрано только 10 семей. Они смотрели портфолио детей, фотографии, вкусы, привычки. Все были психологически готовы к событию. Это никоим образом не отразится негативно на детях. Причем хотелось бы отметить, что это не развлекательная, а познавательная акция – «Идем в гости к другу». 16 мая мы планируем эту акцию провести на природе.
Лена ЕФРЕМОВА:
- Для того, чтобы стать наставником, требуется минимальный набор документов, и ответственными лицами выступаем мы, работники детского дома. А вот для того, чтобы брать ребенка на выходные дни на постоянной основе, нужно будет обратиться в органы опеки, заполнить все бланки, собрать пакет документов, и после этого вам дадут заключение. В каникулярные дни ребенка можно взять на лето, но каждый месяц продлевать так называемую «временную передачу ребенка». На сегодняшний день только один ребенок «Берегини» посещает приемную семью.
В семьях наставников были люди разных профессий: визажист, предприниматель, телеведущие, юристы, инструктор по спортивной подготовке, шеф-повар, приемный родитель. Семьям была дана четкая установка: это не развлечение, встреча должна носить определенное значение (формирование у детей семейных ценностей, моделей взаимоотношений между родителями и детьми).
Социализация!
Анна ЕГОРОВА, зам. директора по УВР:
- Ведь что главное для ребенка, чтобы он в будущем был социализирован, без проблем влился в общество и не потерялся после выпуска из детского дома? Это воспитание в нем таких понятий, как семейные ценности. Это для нас нормально – собираться вечером за столом на чаепитие, устраивать воскресные обеды, весной на выходные выезжать на маевке и в кругу семьи встречать Новый год. А что знает об этом ребенок из детского дома? Особенно если он туда попал в малышовом возрасте? Ни-че-го! Поэтому мы ведем курс «Социально-бытовое ориентирование». Мы учим ребят, где оплатить коммунальные услуги и квартплату, как отправить телеграмму, пользоваться терминалами, бытовыми приборами, и так далее. То есть тем мелочам, которым ребенок в семье приучается исподволь. Мы учим их готовить – да-да! Конечно, на кухню доступ ребятам, но у нас есть специальное помещение, где и мальчики, и девочки постигают азы кулинарии: к примеру, как замесить тесто, пожарить пирожки и оладушки, из каких ингредиентов состоит любимый салат, как правильно обращаться со столовыми приборами. В этом году девочки накрыли стол для мальчиков на 23 февраля и все приготовили сами! А мальчики устроили девочкам сюрприз на Международный женский день.
«Жена – это хорошо!»
Лена Павловна рассказывает: когда ребята вернулись из семей, было столько восторга и обсуждений! Ребята не только обменивались впечатлениями, но и фотографиями «на фоне интерьера». Даже говорили: вот я вырасту, и у меня будет такой же уютный дом! Я думаю, это очень большой прогресс.
- Знаете, несколько ребят, которым нравится готовить, ходили к шеф-повару ресторана «Муус хайа» Николаю Габышеву. И они укрепились в своем желании стать поварами! И не только. Николай привел ребят домой: «Вот, ребята, это – дом. А вот жена: жена – это хорошо!» - многозначительно так сказал. Один из наших воспитанников, вернувшись, произнес: «Да, жена – это хорошо!». Вот так, всего за несколько часов, ребята кое-что уяснили для себя – что такое дом, семья, жена, дети, и, надеюсь, они смогут создать крепкие семьи и начнут основывать свои традиции.
Говорят дети
Вероника: «Хотелось бы дальше общаться с другом»
Рома: «Больше всего мне понравился «Мандарин» и все остальное»
Настя: «Понравился парк и дом, разговаривать»
Алеша: «Понравилось, что Николай рассказывал о семье, работе, о себе. Удивило то, что он добился всего, чего хотел»
Стас: «Мне понравилось больше всего у него дома»
Отзывы семей
«Почаще проводить такие акции, когда дети ходят в гости, летом – на дачи, походы с семьей»
«Отличная идея. Надо продолжать. Хочется, чтобы времени давали чуть больше»
«Это расширение круга общения для воспитанников»
Новый закон: патронатный воспитатель будет получать зарплату.
После выпуска из детского дома несовершеннолетний ребенок может «обзавестись» патронатным воспитателем. Им может стать как наставник, так и работники детского дома или сотрудник учебного заведения, куда поступит ребенок.
Сколько получают за одного ребенка:
· Патронатный воспитатель: 7 500 рублей (на руки – 6 250 руб.)
· Приемная семья: 15 567 рублей.
· Опекуны:
- единовременно из федерального бюджета – 19 300 рублей.
- из республиканского (на мебель и прочие расходы) – 21 300 рублей.
- ежемесячно – 8 000 – 17 000 рублей (в зависимости от возраста ребенка).