В якутской школе открылся «газпромовский» класс
Подготовка кадров со школьной скамьи
Проект для Якутии совершенно новый. Мы все знаем «связь школа-университет» или «университет-работодатель», но такой тройственный союз «школа-университет-работодатель» невероятно интересен и свеж! Впервые крупная компания не просто набирает кадры из выпускников вузов, а готовит их со школьной скамьи. Директор Саха политехнического лицея Надежда Тимофеева рассказала нам об этом проекте:
- Мы работаем с Томским политехническим университетом уже 8 лет. Для нас, для детей они читают семинары по определенным направлениям математики, физики. В этом году по предложению Газпрома Томский университет стал открывать профильные классы Газпрома в регионах, и в нашей республике такой класс открыли у нас. Также предложили открыть их в таких крупных городах республики, как Ленск, Мирный и Нерюнгри. Цель – развитие образовательных программ в профильной подготовке учащихся старших классов в области инженерно-технического образования и профессиональной ориентации школьников на направление и специальности, востребованные в нефтегазовой промышленности. Так, издан приказ руководителем Управления образования города Алексеем Петровым в этом году об открытии 10-го профильного класса под названием «Ресурсоэффективные технологии в нефтегазовой промышленности ТПУ в МАУ Саха политехнический лицей».
Нужна поддержка политехнических школ
- Очень интересен тот факт, что предприятие увидело нужное направление - необходимость обучать инженерно-технические кадры со школьной скамьи. Мы – поставщики выпускников и в ССУЗы, и в вузы. И дети должны быть нацеленно ориентированы на эти специальности. Хотелось бы сказать, что инженерно-техническое образование очень сложное. Тут и математика, и физика, и химия, и технологии. В наших северных условиях это очень нужная и ценная профессия. В республике это образование должно быть приоритетным. Потому что наша республика хоть и сырьевая, но она промышленная. И инженерно-техническим специальностям нужно готовить со школьных скамей и ориентировать детей именно с этого периода. Хотелось бы, чтобы наше государство оказало поддержку именно политехническим школам, которые выпускают таких специалистов. На это должны обратить внимание государство и работодатели.
Как формировался класс
На базе Саха политехнического лицея в этом году проходила региональная олимпиада Томского политехнического университета, в которой приняли участие дети из различных школ республики, и по результатам этой олимпиады представителями ТПУ был набран класс «Газпрома». Как делится заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Иванова, ТПУ совместно с Газпромом дали определенные направления, что должны изучать дети со школьной скамьи, как должно проходить обучение, и был создан утвержденный ими учебный план, который отличается от учебного плана, привычного многим профильного физико-технического класса с углубленным изучением физики, математики, химии. «Определенные темы таких предметов ученики этого класса будут изучать особенно углубленно. Во время ноябрьских каникул мы ждем преподавателей физики и математики ТПУ, которые будут обучать наших учеников и будут проводить тестирования. Следующее направление – это методическая помощь нашим учителям от университета, у нас будет возможность пользоваться их базой данных методических работ и исследований. Весной планируем выезд наших детей в ТПУ, проживание, питание обеспечивает университет. Будут организованы лабораторные занятия по физике, математике в условиях вуза. Дети познакомятся с университетом. Также дети будут принимать участие в региональных олимпиадах по физике, по математике. Будет проводиться дистанционное обучение, профориентационное обучение работниками «Газпрома»», - рассказывает педагог.
Мотивация у детей высокая
Екатерина Халтанова, заместитель директора по учебной части, делится, что у детей мотивация очень высокая. Самое главное - есть желание детей учиться в этом классе, не только их родителей. Класс адаптацию уже прошел, они были в лагере, прошли посвящение в 10-й профильный газпромовский класс: «Часть тем по профильным предметам (физике, химии, математике) преподают наши учителя, часть – преподаватели ТПУ, которые приезжают к нам. Предусмотрены дополнительные дисциплины, например, «Основы ресурсоэффективности» - о том, как использовать ресурсы нашей республики, «История нефтегазового дела» и «Основы научных исследований». Планируется проводить мониторинг усвоения знаний, часть будет проводиться очно самими преподавателями, часть дистанционно».
Что имеют школьники?
По результатам обучения у детей будет возможность поступить в ТПУ по целевым местам. Конечно, не у всех, а у изъявивших желание и показавших хорошие результаты. Ребята могут выбрать и другие учебные заведения, деньги за их обучение ни Газпром, ни ТПУ просить обратно не будут. Дети сами вправе выбрать учебное заведение. Отметим, что школа сотрудничает также с МГТУ им. Баумана уже в течение 14 лет. Университет также приезжает в Якутск и на базе лицея проводит лекции, региональные олимпиады по набору учащихся с предоставлением целевых мест. Также Саха политехнический лицей сотрудничает со школой авиамоделирования Кореи, с СВФУ и с рядом других учебных заведений. СВФУ открыл свои фирменные классы в школе, проводит семинары по введению в специальность, региональные олимпиады. Лицей является координационным центром некоммерческого партнерства политехнических школ, которое включает 34 образовательных учреждения политехнической направленности по республике. И всем опытом, который лицей получает, он старается делиться с другими школами республики. Как нам прокомментировали, выпускники Саха политехнического лицея ежегодно поступают в Томский политехнический университет и в те учебные заведения, с которым сотрудничает лицей, и успешно в них учатся.
Плюс рабочая квалификация
Отметим, что лицей, кроме того, что дает общее среднее образование, дает детям еще и рабочую специальность. Дети могут получить специальность по профессиям: столяр второго разряда, ювелир второго разряда, швея второго разряда, водитель категории А и В, парикмахер, резьба по дереву и кости и гончарное дело. Это касается и «газпромовских» школьников. Надежда Тимофеева говорит: «В России существует нехватка рабочих специальностей на 30% – сварщиков, монтеров, работников нефтегазовой промышленности, электриков. Очень хорошо, когда инженер не просто человек с галстуком, а он еще умеет монтировать, варить, он специалист широкого профиля. И кругозор, и практика дадут свои результаты». Она еще раз отметила важность развития инженерно-технического образования: «Мы были в Китае, в Корее. Почему мы от них отстаем в техническом оснащении, хотя раньше отставали они? Они выбились в лидеры, потому что они сделали акцент на технические специальности. Они начали вкладывать в человеческий капитал, образование со школьной скамьи. В республике есть много разных видов образовательных учреждений, а нужны инженерно-политехнические. Средства, оборудование, наша хорошая жизнь - многое зависит именно от этого направления. Это направление должно быть главным в образовании республики, как и агрошколы. Почему после войны мы встали на ноги быстро, и Советский Союз встал на индустриальный путь? Потому что школы стали политехническими».