Весна во Владивостоке
Поездка во Владивосток начинается с аэропорта. Самолет был полным, свободных мест не было. Народ на Боинге собрался интересный. Сплошь мужики, все компаниями по двое - трое. Оно и понятно, все они летели за главным приморским товаром - японскими машинами. Половина из них была хорошо под хмельком, но вела себя достойно. Разве что по салону бегали двое через чур радостных глухонемых. Места им достались разные, а фляжка с алкоголем была одна на двоих. Остальные мужики постановили вместе их не сажать, и на том их активность была подавлена на самом корню.
Нашенский город
Театр начинается с вешалки, а город с аэропорта. Владивосток встретил шикарным новеньким аэропортом, с виду он ничуть не хуже московского «Домодедово». Ну, разве что, чуть поменьше. Расположен на удалении 44 км от города Владивостока и 5 км от центра города Артема. 44 километра - вроде как и солидное расстояние, но дорога от начала и до конца по нашим меркам шикарная: широкая и ни одной ямы.
Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский..., говаривал еще дедушка Ленин. И был прав. Львиная доля наших якутских авто оттуда. Или почти оттуда. За пять дней я увидел здесь только одну российскую машину «Ниву», остальные - японцы.
Утренний Владивосток - это город спящих автомобилей. Видимо, проблема гаражей и парковок здесь еще острее, чем в Якутске. Машины стоят везде: во дворах, длинными лентами на обочинах вдоль дорог, под мостами. Такое ощущение, что в центре города каждый свободный пятачок занят. По ночам с машинами не борются, зато днем в центре города разгораются целые войны. Городские власти купили гаишникам погрузчики, и те стоящие в неположенных местах автомобили просто загружают и отвозят на штрафстоянки, не обращая внимания на уговоры и угрозы водителей. Одну девушку так и увезли за рулем своей машины в кузове погрузчика.
Самые длинные ноги
Говорят, что самые длинные ноги в России принадлежат девушкам с Владивостока. Так это или нет понять сложно, но накаченные точно. На улицах девушки, как и все горожане, предпочитают ходить в практичной обуви: кроссовках или мокасинах. Ведь город стоит на сопках. И пешие путешествия представляют собой сплошные подъемы и спуски. Впрочем, ходить не обязательно. Билет в городских автобусах стоит 17 рублей. Весь город рассыпан, растянут по сопкам. Я не видел ни одной прямой улицы.
Сопки сказываются и на городской архитектуре. Гостиница, в которой я жил, имела со входа 7 этажей. На второй день я обратил внимание, что помимо семи этажей вверх в лифте имеется столько же этажей вниз. Но пронумерованы они уже по знакам -1, -2. На -7 этаже выходишь также на улицу, а не под землю... Стоящее на вершине сопки 20-ти этажное здание издалека смахивает на громадный небоскреб.
Прогулки по городу
Приехал я туда на выходные, так что время погулять по городу было. Первое, что я спросил на улице: как доехать до центра? Дело было на проспекте Гоголя. На что мне с некоторым недоумением ответили, что я как бы и так нахожусь в центре города. Я зашел с другой стороны, мол, а где у вас что-то типа центральной площади Ленина. Такой вопрос местным задавать не стоит, так как они начинают дико комплексовать по этому поводу. Мол, в нашем городе, к сожалению, нет такой прекрасной площади, а есть только Площадь Павших борцов за Советскую власть.
Субботняя Площадь Павших борцов мне совсем не показалась площадью. Была она больше похожа на рынок, где торговали свежей рыбой от камбалы до карасей, медом, березовым соком и прочим товаром, который можно увидеть у нас на крестьянском рынке. Но монумент на площади действительно красив. А улицы в городе шикарны. Сплошные уютные кафе, ресторанчики, архитектура каменная, так и дышит стариной. Только на следующий день я разобрался, что жизнь в этом городе кипит не в центре, а, как и во всех курортных городах, у моря, на набережной. Во Владивостоке это улица Батарейная.
Приятно быть экзотикой
Вот здесь действительно целый день дефилирует людской поток горожан, туристов, гостей города. Везде стоят торговые точки с сувенирной продукцией, ракушками, засушенными и залакированными крабиками, конечно же, магнитиками. Сами горожане показались мне очень дружелюбными и приветливыми людьми. Очень много японских и китайских туристов. Китайцы, между прочим, совершенно отличны от тех, кого мы привыкли видеть на рынках. Молодежь лощеная и современная. Средний возраст подтянут и серьезен. На них хорошие костюмы и модные туфли, в руках дорогие телефоны. У самых деловых на лацканах значки КПК (коммунистической партии Китая). Европейские лица для них экзотика, и мне даже было несколько смешно видеть, как две китаянки просили сфотографироваться с русской девочкой. Владивосток мне в этом отношении показался весьма толерантным городом. К примеру, в спальных районах Новосибирска, увидев азиатское лицо, на вас будут смотреть, как на диковинку. А здесь - ноль внимания.
Самая дорогая профессия
О любом городе можно составить впечатление, если прочитать местную газету бесплатных объявлений. Здесь сразу бросается в глаза просто громадное наличие вакансий. По большей части из сферы обслуживания, рабочих, инженерно-технических и конечно морских профессий. Зарплаты, если верить написанному, вполне сопоставимы с якутскими, а где даже и выше. Самая большая предлагаемая зарплата - 2 тысячи в час. Но это уже к девушкам с низкими моральными принципами. Проституция, по крайне мере в газетах, в этом городе не таится. Разве что, маскируется под призывным «горничная обслуживает 24 часа в сутки».
О рабочем классе
Что касается рабочего класса, то из гастарбайтеров я увидел только узбеков. Рабочие на стройках, дворники во дворах, грузчики на рынке, разнорабочие в гостинице - все из солнечного Узбекистана. Ни тебе киргизов, ни таджиков, ни армян или азербайджанцев. Только Узбекистан. Такое ощущение, что, когда гастарбайтеры делили Россию, узбекам выпал целиком весь Владивосток. Дело зашло так далеко, что в центре, по Океанскому проспекту, у Площади Павших борцов стоит пафосный узбекский ресторан с весьма навороченным ценником. Пропустить такое чудо я естественно не мог. Зашел и отобедал на тысячу рублей, скажу вам откровенно, в Якутске такое же меню в узбекском кафе обойдется, максимум, в 200 рублей... Но обстановка красивая, прямо как из сказки «1000 и 1 ночь Шахерезады».
Особого беспокойства по поводу гастарбайтеров не ощущается. Край развивают усиленными темпами, китайскую трудовую силу здесь, по-видимому, не пускают из страха экспансии, а прочих азиатов - пожалуйста. Правда, как мне рассказали местные, проблемы здесь все-таки есть. Так как товарищи узбеки приезжают уже семьями. С демографией у них все в порядке. И рожают они в России уже не граждан Узбекистана, а полноправных россиян. С такими же правами на детский сад, школу. И когда в одной детской группе из двадцати человек восемь детишек имеют центрально-азиатские корни, это как-то напрягает. Тем более, очереди в детсады там такие же.
Во Владивостоке на улицах чисто, и почему-то люди меньше курят. Такой грязи, как в Якутске, я не видел. Наверное, куда-то стекает... Может быть, в море.
О море, крабах и икре
Море или даже океан! Это отдельная песня, в бухтах города я увидел настоящие боевой корабль Тихоокеанской эскадры - большой десантный корабль проекта 775 "Ослябя". Красавец стоял у пирса. Вокруг мерно дышало море, и ленивые волны с легким шорохом омывали его крутые борта.
Владивостокцы любят жаловаться. У нас в Якутске есть «Дети Азии», у них был саммит АТЭС. Мы к своим играм видно уже привыкли и только порой ворчим, что строят у нас только перед играми. А у них саммит был только раз. Но вбухали перед ним в город дикое количество денег. Якутску таких денег хватило бы еще на 50 игр. А они жалуются, мол, мост у них не очень, новые дороги неправильные, аэропорт неудачный, олимпийский ледовый дворец и университетские комплексы излишне помпезные. Да, все у них отлично. Не понимают пока своего счастья.
Вот, куда я не добрался, так это на самый главный рынок Владивостока - его автобарахолку. Желание было, но времени, да и финансов на машину, увы, нет. А так просто ходить и пускать слюни - это выше моих сил.
Зато я искал красную икру для тещи и краба для супруги. За морепродуктами я отправился на Центральный рынок Владивостока. Рынок с таким гордым названием стоял на улице Прапорщика Комарова. Более печального заведения я не видел. Магазин «Дюна» на автовокзале Якутска и то богаче...
Икру по цене 1400р. за килограмм из-под полы мне предложил на улице первый торговец карасями. Рисковать здоровьем тещи я не стал, купил в магазине «Морепродукты» заводской баночный по 300 рублей за 140 грамм. А крабов и весь набор морепродуктов я увидел уже по отъезду в магазине аэропорта.
Боинг рейса Владивосток-Якутск был полупустым. В салоне сидели возвращающиеся из Китая городские старушки и прочие случайные пассажиры.