Врангель, Шергин и Якутск
Лейтенант Врангель в Якутске
В первый раз Фердинанд Петрович Врангель посетил Якутск в июле 1820 года, находясь по пути в экспедицию к устью Индигирки и далее к Северному Ледовитому океану.
Вот что писал тогда о Якутске в 1820 году лейтенант флота Врангель.
«Якутск носит на себе совершенный отпечаток хладного, мрачного севера. Город расположен на голой равнине, примыкающей к левому берегу Лены. В его широких улицах видны только незначительные дома и хижины, окруженные высокими деревянными заборами. Между серыми, мертвыми бревнами и досками тщетно будете искать дерева или хотя бы одного зеленого кустика; ничто не изобличает здесь существование кратковременного лета, разве только отсутствие снега, который своей белизной, быть может, несколько оживляет печальную серую единообразность».
Далее Врангель продолжает.
«В городе насчитывается всего 4000 жителей, около 500 домов, пять церквей (из коих три каменные и две деревянные), один монастырь; при нас строился каменный гостиный двор.
Единственную достопримечательность Якутска составляет старинная деревянная крепость или острог, с угрожающими падением угловыми башнями, которую в 1647 году построили завоеватели Сибири – казаки.
Сколь ни ветх сей памятник первого основания Якутска, однако ж жители взирают на него с благовением, охотно рассказывают о богатырских подвигах своих предков, начале и приращении своего любезного города, который, к счастью, большая часть из них любит и находит довольно красивым».
«Роскошь» горожан того времени
В этом описании Якутска, каким Врангель увидел его в 1820 году, есть одна интересная деталь – описание города от 1793 года, сделанное другим исследователем Арктики, - капитаном Биллингсом. Что дает представление, как изменилась жизнь горожан.
- Впрочем, - пишет Врангель, - в последние тридцать лет он действительно улучшился приметным образом; уже исчезли все якутские юрты, виденные в нем в 1793 году капитаном Биллингсом между обывательскими домами: тогдашние льдины и даже слюда заменены стеклами, по крайней мере, у более зажиточных горожан, а в некоторых домах мерцает уже заря комнатной роскоши, как-то: большие окна, высокие комнаты, створчатые двери и тому подобное.
«Загадочные» мамонтовые кости и водка
А в следующем отрывке своих воспоминаний о Якутске Врангель описал экономическую и торговую роль города, дал географическое описание огромной Якутской области, традиционное для тех времен.
«Якутск, как известно, есть сосредоточение не малой части сибирской торговли от Анабары до Берингова пролива, от берегов Ледовитого моря до находящегося у Олёкмы горного хребта Алдана, из Удского острога, даже из Охотска и Камчатки, с пространства, составляющего несколько тысяч верст в окружности, свозятся в сей город драгоценнейшие и простые пушные товары всякого рода; сверх того моржовые зубы и загадочные мамонтовые кости для промена или продажи в течение лета. В оборот приходится всего более нежели на два с половиной миллиона рублей, а одних пушных товаров бывает на полтора».
Описал Врангель и товары, привозимые купцами из Иркутска в Якутск.
«Кроме крепкого черкасского табаку, играющего важную роль, главнейшие предметы торговли есть в хлебе в зерне и муке, чай и сахар, горячие напитки разных сортов, особенно водка, китайские бумажные и шелковые материи, низшей доброты сукна, медные и железные вещи, стекло и т. д.».
«Якутск значительно переменился и улучшился»
Спустя четыре года, в 1824 году, вернувшись из арктической экспедиции, Ф. Врангель вновь оказался в Якутске.
«В продолжение почти четырехлетнего отсутствия Якутск значительно переменился и улучшился. Между другими улучшениями было и то, что бесполезный, старый деревянный острог разломали и из уцелевших в нем годных бревен построили дом для клуба, куда в положенные дни собираются почтеннейшие жители города. Здесь нашел я освященную залу, буфет с разными кушаньями и напитками, бильярд, комнату для карточной игры и пр. По праздникам здесь обедают, танцуют, а иногда зал превращают в театр и разыгрываются разные пьесы. Артистами были молодые казаки и играли весьма порядочно».
Ф. Шергин, выходец из Великого Устюга, жил в Якутске в 1826-1838 годах. До этого несколько лет прожил в верховьях Лены в Качуге. В качугской степи люди получали воду из-под вечномерзлой толщи с глубины 60 сажен (129 метров). Опираясь на этот опыт, Шергин решил вырыть колодец во дворе своего дома в Якутске. Через два года глубина колодца достигла 17 метров. К 1829 году колодец был пройден до глубины около 30 м. Шергин собирался прекратить дальнейшие работы, так как стала очевидной бесперспективность получения воды. В это время шахту посетил Врангель. Он уговорил Шергина продолжать свое предприятие и обещал ему обратиться к Русско-Американской Компании с просьбой принять на себя издержки по работе. На разных ярусах колодца были установлены доставленные из Петербурга термометры, показывавшие температуру пород. Регулярно на обычном ведре в шахту спускался человек, записывавший их показания. В 1837 году от Шергина пришло известие, что колодец был доведен им до глубины 116,4 метров. Также он сообщил, что затраты составили 1362 руб. 50 коп. Данную сумму Шергину не возместила ни компания, ни Петербургская академия наук, где были заслушаны доклады о проводимых исследованиях. Федор Шергин отослал результаты температурных исследований в «Журнал Министерства народного хозяйства». Их результаты поразили ученых всего мира. По представлению академии император Николай I наградил Шергина золотой медалью и перстнем с бриллиантом.
Снова Врангель, Шергин и шахта
Что связывало в 1829 году капитана 1 ранга Российского императорского флота Фердинанда Врангеля и служащего Федора Шергина? Они оба служили в Российско-Американской компании, созданной для освоения колоний в Русской Америке на Аляске и в Калифорнии. Шергин тогда являлся управляющим конторой компании в Якутске, а Врангель был назначен главным правителем Русской Америки. В 1829 году Врангель вновь побывал в Якутске проездом на Аляску для обозрения колоний. В Якутске он осмотрел шахту Шергина.
Живая история на улицах города
И еще немного любопытных фактов из истории Якутска и его жителей.
Участок, где сейчас находится перекресток улиц Кулаковского и Ярославского возле озера Теплое, раньше принадлежал Якутской конторе Российско-Американской компании. А Шергин являлся управляющим конторой, и сейчас на этом месте г. Якутска и находится вырытая им шахта.
Далее. После продажи Аляски Россией в 1867 году участок земли отошел в ведение Якутской управы. Земельный участок передали городу с единственным условием – построить здесь просветительское образовательное учреждение. В 1873 году на месте, где когда-то жил Ф. Шергин располагалась и его шахта, построили здание мужской прогимназии. Оно благополучно простояло до наших дней, но в 2014 году историческое деревянное здание чуть не погибло полностью в пожаре.